«Евгений Онегин» в театре

Написать оперу на сюжет пушкинского романа в стихах Петру Чайковскому посоветовала знакомая певица в мае 1877 года. Композитор сначала отмахнулся от этой идеи, но вскоре решил попробовать. Всего за одну ночь он составил план будущего произведения и приступил к работе над либретто вместе c Константином Шиловским. К концу января 1878 года «Евгений Онегин» был полностью готов.

Чайковский ставил перед собой задачу создать искренние и глубоко психологические «лирические сцены», не пересказывая при этом сюжета романа в стихах дословно. Результатом его работы стало новаторское сочинение, лишенное банальных оперных конфликтов и сюжетных поворотов.

Композитор выступал против премьеры на сцене Императорских театров. Его отталкивала атмосфера большой сцены, вымуштрованные артисты и бездарные режиссеры. Желание было исполнено: впервые оперу представили студенты Московской консерватории. А в 1881 году состоялась первая постановка в Большом театре. Несмотря на то что опасения Чайковского частично оправдались, критика и публика приняли спектакль хорошо. Опера в исполнении больших голосов, в том числе знаменитого баритона Павла Хохлова, эталонного Онегина, произвела на зрителей огромное впечатление. «Евгений Онегин» быстро стал знаменит и сегодня остается одной из самых популярных в мире опер.

Еще при жизни Чайковского прошли премьеры в Харькове (1884 год), Киеве (1884 год) и Праге (1888 год). Лестно отзывался об опере Густав Малер, который дирижировал постановкой в Гамбурге в 1892 году. В 1900 году «Евгений Онегин» покорил цитадель итальянской оперы: премьерой в миланском театре Ла Скала дирижировал Артуро Тосканини.

Наиболее близкой по духу к авторскому замыслу впоследствии стала постановка Константина Станиславского. Это был манифест новой оперной режиссуры, а «онегинский портик» стал символом Музыкального театра им. К.С. Станиславского и до сих пор остается его эмблемой.

В начале 1922 года Станиславский поставил «Евгения Онегина» в Оперной студии. Она работала в том же здании в Леонтьевском переулке, где жила семья самого режиссера. Метафора театра-дома воплотилась в новой редакции оперы буквально: все домочадцы были вовлечены в процесс, а комната сестры Станиславского, Зинаиды Соколовой, превратилась на время подготовки в гримерку. Спектакль играли два-три раза в неделю. Станиславский с гордостью описал свой первый оперный триумф в письме Рахманинову: «Онегин» имеет огромный успех. Публика плачет… <…> Спектакли идут, конечно, под фортепиано, так как нашего оркестра вместить в зал невозможно». В том же 1922 году «Евгения Онегина» в постановке Станиславского сыграли на сцене Нового театра, уже с оркестром.

С тех пор «Онегина» ставили многократно как в России, так и за рубежом. В роли Онегина на отечественной сцене блистали Пантелеймон Норцов, Алексей Иванов, Юрий Мазурок, Сергей Лейферкус, Дмитрий Хворостовский. Эту партию исполняли мастер итальянского бельканто Этторе Бастианини и прославленный немецкий баритон Дитрих Фишер-Дискау.

Партию Татьяны пели Елена Катульская, Наталья Шпиллер, Елена Кругликова, Галина Вишневская, итальянская примадонна Мирелла Френи, а также американские певицы Кэтрин Мальфитано, Дебора Войт и Рене Флеминг.

С Ленским все оказалось сложнее: даже самым известным исполнителям конца XIX — начала XX века не удавалось достоверно передать молодость и свежесть своего героя. Первым «настоящим» Ленским считают Леонида Собинова. Известный критик Эдуард Старк писал, увидев его на сцене:

«Все в исполнении артиста идеально отвечало образу, созданному поэтом и композитором… Весь его внешний облик, его стройный стан, его легкая, живая походка и все движения, исполненные простоты, естественной грации и жизненности, и, наконец, лицо, бесконечно привлекательное лицо, ясное, очерченное чистыми, мягкими линиями и оттененное рамкою вьющихся темных кудрей…»

С тех пор партию Ленского также исполняли Иван Козловский, Сергей Лемешев, Юсси Бьёрлинг, Фриц Вундерлих, Антон Дермота и Николай Гедда.

Материал взят с портала Культура.РФ

.