Экипаж-моя семья

Великая Отечественная война, подвиг народа… Он, этот подвиг, складывался из подвигов конкретных людей, воинов и тружеников тыла, их судьбы, вплетенные в биографию страны, не должны затеряться на перекрестках истории – в этом наш долг и обязанность. Война сломала тысячи судеб, разрушила тысячи семей. А вот эту семью напротив – укрепила. В Музее истории рыбной промышленности Азово-Черноморского бассейна им. А. В. Буряченко хранится уникальный документ — судовая роль парусно-моторного судна «Путь Ильича».

Внимание привлекает наличие в этом документе четырех одинаковых фамилий:
Митюра Василий Григорьевич, шкипер; Митюра Домна Николаевна, матрос; Митюра Андрей Васильевич, моторист; Митюра Татьяна Васильевна, помощник моториста. Оказалось, что в дни Великой Отечественной войны в составе экипажа катера была вся семья керченского рыбака Василия Митюры. В представлении к награждению его орденом Отечественной войны 1-ой степени написано: «В период с 1941 года по сентябрь 1942 года по заданию УВФ НКРП СССР, военно-морских и сухопутных органов Крымского участка фронта на Керчь-Еникальской переправе командовал судном «Память Ильича».

Не взирая на сильное противодействие противника с воздуха, суши и моря, тов. Митюра В. Г., не жалея сил и жизни, доблестно руководил командой упомянутого судна, под его руководством только с 8-го по 20-е мая 1942 года перевезено из Крыма на Кубань 4800 бойцов Красной армии, отбуксирован болиндер( особый тип баржи) с самолетами и более 50 тонн военного снаряжения, после чего судно было доставлено в порт Темрюк.» Так и работал семейный экипаж катера «Путь Ильича» на переправе до оставления Крыма советскими войсками. На судно такого класса было приказано брать не более 40 человек.

Митюра брал по 80, а когда совсем тяжело стало на Керченском плацдарме – по 80-120 человек. Пожалуй, это единственный случай, когда он не выполнял приказа. Сам вспоминал, что судно еле держалось на воде, но оставлять раненых на растерзание врагу не хотел. Да и глаза жены не позволяли. Всегда спокойная Домна Николаевна не терялась ни в какой ситуации. Заботилась о питании экипажа, ловко и быстро перевязывала раненых, научила не бояться крови и 12-летнюю дочь Татьяну.

Мужественно вел себя и сын Андрей, от работы двигателя зависело многое: заглохни мотор хоть на минуту – и катер станет легкой добычей для вражеских артиллеристов и летчиков. Однажды, вспоминает Василий Григорьевич, борт катера получил большую пробоину от вражеской мины. Не растерявшись, рыбак снял с себя ватник, забил пробоину и благополучно добрался до берега. После последнего рейса катера, доставившего на косу Чушка 163 солдата, получил приказ снять с него все оборудование, а корпус судна поджечь. Пламя пылающего катера, на которое нельзя было смотреть без слез, долго было видно, оно как бы глядело вслед уходящей семье.

Двигались в Новороссийск. Судьба хранила отважное семейство. В 1944 году все они вернулись в Крым. Василий Григорьевич работал в «Крымрыбакколхозсоюзе», затем в рыбколхозе им. 1-го мая. В этом же оду семья переселилась в Евпаторию. Восстанавливали разрушенное войной рыбное хозяйство. Василий Григорьевич стал председателем рыбколхоза Красных партизан. Домна Николаевна работала в евпаторийской МРС (моторно-рыболовной станции). Не расстался с рыбацким делом и Андрей. И дочь, и сын обзавелись семьями. В 1961 году Василий Григорьевич вышел на пенсию. Его славная биография отмечена медалями «За оборону Кавказа», «За победу над Германией», орденом Трудового Красного Знамени. В 1983 году Василия Григорьевича не стало.

Девятью годами раньше ушла из жизни Домна Николаевна. Именно таких людей, такие семьи у нас называют «солью земли». Простые, бесхитростные труженики в трудный для страны час отдали свои силы защите Отечества. Их жизни достойны уважения и памяти

Т. Е. Тимофеева ( по материалам фондов Музея рыбаков)

← Другие истории

.