Камышовский Колумб

Во все времена жизнь двигалась вперед благодаря первопроходцам. Кто-то первым переплыл океан, кто-то поднялся выше облаков, кто-то основал город. Быть первым всегда трудно и, к сожалению, в памяти людей не всегда остаются имена тех, кто прокладывал дороги в будущее. Это несправедливо. И сегодня хотелось бы напомнить севастопольцам об одном из таких людей, человеке, с именем которого связано развитие Камышовой бухты, столицы рыбацкого Севастополя.
В апреле 2016 года исполнилось 110 лет со дня рождения нашего камышовского Колумба – Константина Григорьевича Лейнерта. Старожилы «Камышей» еще помнят этого коренастого, подвижного человека, первого руководителя поселкового Совета, созданного в рыбацком поселке по его же инициативе.
Константин Григорьевич родился 16 апреля 1906 года в Астрахани, городе, возникшем на перекрестке торговых путей, где смешение рас и народов давало неожиданные конгломераты талантливейших и работящих людей. Астрахань издавна кормила пол-России осетриной и арбузами, а самыми почетными сословиями в ней были рыбопромышленники и купцы. О семье Лейнертов материалов не сохранилось. Но фамилия имеет немецкие корни, происходит от одной из фонетических форм древнегерманского имени Леонард.
Судьба не баловала юношу, после окончания школы ему пришлось самому зарабатывать деньги на жизнь, работая курьером в одной из астраханских газет. Но в 1930 году в Астрахани был открыт институт рыбной промышленности Министерства рыбного хозяйства. Первый набор, 78 человек, были детьми рыбаков, колхозников, жителями близлежащих сел. Константин Григорьевич стал студентом этого втуза два года спустя, окончил его в 1936 году по специальности инженер-механик. Не довелось ему долго проработать в рыбном хозяйстве. В 1939 году тридцатитрехлетний инженер был призван в армию – началась война с белофиннами. По окончании ее молодой помощник командира полка был уволен в запас, но в августе 1941 года снова встал в строй. В составе
военно-строительного батальона 51 армии воевал в Крыму, прошел вместе с ней нелегкими путями войны и был демобилизован после освобождения полуострова в 1944 году.
Его гражданская специальность так нужна была в разрушенном гитлеровцами Крыму. Надо было восстанавливать обескровленное войной хозяйство, в том числе — рыбохозяйственный комплекс. В ноябре 1944 года К. Г. Лейнерт получил назначение на должность главного инженера Камышбурунского рыбзавода, через год возглавил инженерную службу Казантипской моторно-рыболовной станции (МРС). Набирался опыта, приобретал новые знания, в 1948- 1949 годах прошел курсы повышения квалификации в Московском рыбвтузе им. А. Микояна. После их окончания был назначен директором Феодосийской МРС, одного из крупнейших рыбопромышленных предприятий.
А время выдвигало новые задачи. 24 июля 1949 года Постановлением Совета министров СССР « О развитии рыболовства на Черном море» было положено начало развитию бухты Камышовой как промышленного района Севастополя. А в 1957 году решением коллегии Укрминрыбпрома решено было переселить рыбаков балаклавского рыбколхоза «Путь к социализму» вместе с семьями в Камышовую бухту, этим же решением переводилась из Феодосии в Севастополь и моторно-рыболовная станция.
К. Г. Лейнерт привез с собой в Севастополь 25 семей квалифицированных рабочих и инженерно-технических работников. Небольшой коллектив МРС, теперь ставшей севастопольской, начинал работу в исключительно трудных условиях. Константин Григорьевич вспоминал, что обслуживать приходилось 9 рыбколхозов от Феодосии до Евпатории и Черноморска, и это при отсутствии должной производственной базы – не было цехов, мастерских, складских помещений, не хватало инструментов… Жилье только начинали строить, при строительстве обнаруживались десятки неразорвавшихся снарядов – саперы были постоянными «гостями» на строительных площадках. В Камышовой было пустынно, неуютно, не было магазина, аптечного пункта, а попасть в город можно было только на автобусе, который ходил один раз в сутки. Бывало, руки опускались. Спасал поразительный оптимизм Лейнерта, который и о завозе фильмов в красный уголок заботился, и поднимал народ на благоустройство территории – интереснее жить, когда на клумбах цветы глаз радуют, когда в степи деревья зеленеют.
В 1959 году в Севастополе проходили выборы в местные Советы. 12 апреля 1959 года Константин Григорьевич был избран депутатом от Камышовского избирательного округа № 1 в Совет Сталинского района Севастополя. Наказ избирателей был прост: улучшить культурно-бытовые условия и связь с городом. Энергии Лейнерту было не занимать. Вместе с депутатом городского Совета Т. А. Алешиной уже к концу 1959 года добились увеличения количества рейсов городского автобуса до шести раз в сутки, открытия овощного и мясного магазинов, столовой на улице Пролетарской, здравпункта и детского сада.
В начале 1960 года в Камышовую бухту приехал зам. министра рыбной промышленности Украины И. Ф. Денисенко. Лейнерт с внутренним удовлетворением показывал хозяйство, где многое было сделано своими руками, говорили и о перспективах организации океанического рыболовства. Результаты не заставили себя ждать – 1 августа 1960 года на базе хозяйства Севастопольской судоремонтно-технической станции (директор К. Г. Лейнерт), дирекции строительства порта (директор Ю. И. Клоков), и рыбцеха Ялтинского рыбкомбината было создано единое предприятие – Севастопольское управление океанического рыболовства, которое возглавил потомственный рыбак Александр Васильевич Буряченко. Хозяйство К. Г. Лейнерта вошло на правах судоремонтного цеха в состав Управления.
На берега Камышовой бухты пришли строители, много техники… Темпы строительства порта и поселка значительно возросли. Увеличивалось и количество жителей. Мысль о создании в Камышовой бухте поселкового Совета пришла в голову нескольким людям одновременно. Дело было новое. Спорили долго. Но пришли к единому мнению – Совет на общественных началах поселку нужен. Сомнений в том, кому поручить столь важное дело, не было – человеку, который вникал во все нужды людей, человеку неравнодушному и ответственному. Первым председателем поселкового Совета на общественных началах 12 ноября 1960 года был избран Константин Григорьевич Лейнерт. Многие газеты писали тогда о первом в Советском Союзе поселковом Совете на общественных началах, об его председателе. А один из французских журналов даже назвал Лейнерта «президентом рыбацкого поселка». Он постоянно был в гуще событий, к нему можно было обратиться с любым вопросом. Много уделял внимания молодежи, поддержал и идею строительства пляжа, и идею создания спортивной площадки. В рыбацком клубе появилась бильярдная, пункт выдачи книг…
Но исподволь подкралась болезнь. Не имея возможности возглавлять поселковый Совет, Лейнерт по-прежнему продолжал оставаться одним из самых активных его членов. С ним здоровались на улицах, останавливались поговорить, посоветоваться. Константин Григорьевич сросся с нашей землей, сдружился с людьми. Он ушел из жизни рано, в 64 года, оставив о себе память как о человеке, стоявшем у истоков развития Камышовой бухты. За необычайными взлетами и не менее стремительными падениями рыбопромышленного комплекса Севастополя, яркими именами и судьбами, которые лежат на поверхности событий, не всегда легко разглядеть судьбы негромкие, сущностные тех людей, без которых невозможно было бы движение вперед. К числу таких людей, которых принято называть «солью земли», принадлежит и Константин Григорьевич Лейнерт.


РЕКОМЕНДУЕМ РУБРИКИ:


Музей
Ветераны рыбной отрасли
Обновление экспозиции музея
Пополнение фондов музея

.