Кружевной хоровод

Ах, вологодский кружевной узор,
В наследство мне доставшееся диво:
Коклюшек перестук неторопливый,
Неспешный, задушевный разговор…
Ирина Баженова

14 августа в Культурно-информационном центре открылась уникальная выставка «Кружевной хоровод», посвященная 1030-летию Крещения Руси.

Севастопольская студия «Кружевница», которая объединяет мастеров и любителей кружевоплетения на коклюшках, была создана в 2009 году. Среди задач творческого объединения–сохранение и развитие старинного вида рукоделия. Ведь кружевоплетение на коклюшках – уникальный и редкий вид рукоделия, число мастеров, работающих в этой технике, весьма ограничено. Передать мастерство можно только из рук в руки, от мастера к ученику. Первоначальное значение понятия «кружево» происходит от слова «окружать», означало оно отделку одежды в виде каймы на полах и рукавах одежды. Кайма могла быть различной: тканной, нашитой или вышитой. Первые кружева на Руси использовали именно в виде нашивок.
Изначально кружево – искусство европейское. Его возникновение связывают с появлением металлических булавок, так как сложные и тонкие изделия выполнять без них было невозможно, а булавки стали известны достаточно широко только с середины XVI века. Долгое время монополистом в производстве кружева являлась Италия, тайну производства кружев берегли как сокровище. Со второй половины XVI века сохранились образцы, сколки; кружева появились на многочисленных портретах.
Памятников русского кружева ранее XVII века не сохранилось. Для наиболее ранних образцов характерно плетение из золотых и серебряных нитей. Его употребляли для украшения царской, боярской и церковной одежды. В XVIII веке наряду с золотно-серебряным широкое развитие получает нитяное кружево. Петровские реформы внесли изменения в русский быт, особенно в быт правящих слоев общества. В украшении костюмов европейского образца широко использовали нитяное кружево.
Со временем кружевоплетение перерастает в промысел, кружево плетут не только на мануфактурах , но и горожанки, крестьянки, вынужденные искать дополнительный заработок. Кружево также входило в «дамское рукоделие», богатые барышни занимались им для удовольствия. После революции кружево вначале было забыто как барская забава, но в конце 1930-х годов возникло новое направление в орнаменте кружева, цветы и листья заменили самолеты и трактора. Образцы этого время поражают: изображения, казалось бы, очень далеких от рукоделия объектов очень гармонично вплетались в кружевное «полотно».
В наше время традиции кружевоплетения не забыты, кружево является изысканным украшение костюма и интерьера.
В севастопольской студии 15 кружевниц. Среди них есть как профессиональные дипломированные мастера, так и кружевницы, которым этот вид рукоделия перешел по наследству от бабушек и прабабушек. В состав студии также входят представители молодого поколения, перенимающие опыт у более опытных мастериц. Как в музыке из семи нот создается удивительный мир мелодии и звука, так и в кружеве из небольшого набора элементов создаются изделия, поражающие своей красотой, великолепием кружевных композиций, изяществом.
В выставке « Кружевной хоровод», представленной в КИЦ, принимают участие семь мастеров. Все они представители разных профессий, зачастую не связанных с творчеством. Лидия Столбовская — школьный учитель математики ,Алла Осадчая — музыкальный руководитель в дошкольном учреждении, Ирина Ерофеева– психолог, Любовь Малая – техник связи, Марина Тернолуцкая– радиоинженер, Александра Померанская– инженер-механик, у Галины Богдановой редкая профессия– биолог-почвовед.Такие разные женщины, но всех их объединяет любовь к созданию кружевных фантазий, и эти фантазии помогают им жить и радовать окружающих.

Среди мастериц Севастопольской творческой студии «Кружевница» Лидия Ивановна Столбовская – самая активно плетущая. Ее рисунки узоров тонкие и изящные. Не являясь профессиональной кружевницей, Лидия Ивановна умеет создавать кружевные работы высокого качества и удивительной гармонии и красоты. Наверное, ее искренняя влюбленность в коклюшечное кружево «перетекает» в грациозные изгибы вилюшки, рисуемого ею узора. По словам коллег по кружевному мастерству, для них Лидия Ивановна является источником вдохновения и радости творчества!

В 2014 и 2017 годах члены студии «Кружевница» представляли город Севастополь на международном фестивале кружева в Вологде. В 2015 году одна из работ севастопольских мастеров получила специальный приз Международного вологодского конкурса «Кружевная Чудо-Птица».

Российская мастерица Алла Никоновна Осадчая оценивает кружевоплетение так: « Я славлю красоту рукотворчества моих предков. Надо, чтобы наши дети, внуки знали о своем Роде, о своих корнях. Мой Род из Вологды и эту красоту, это чудо: скатерти, накидушки, дорожки, воротники плели на коклюшках мои бабушка, мама, тетушки. Этим изделиям 100-200 лет. Они хранят тепло, любовь, гармонию, энергию Рода.
В России вологодскими кружевами украшали царские дворцы. Во время Великой Отечественной войны на Вологодские кружева покупали танки и самолеты. Воистину, в разные века кружевная красота радовала и спасала мир!
Собрала материалы по кружевоплетению Марина Сидорец
Фото Дениса Жевагина

теги: .