О подвигах и доблести защитников Севастополя

На северной стороне Севастополя вблизи железнодорожной станции Мекензиевы Горы находится высота с отметкой 60,0. Именно на этой высоте в  июне 1942 году держала оборону 365-я зенитная батарея, прикрывавшая северную сторону города и Севастопольскую бухту. Батарея сдерживала натиск врага несколько месяцев. Последним командиром батареи был старший лейтенант Иван Семенович Пьянзин, в последующем историки назовут эту батарею «Батареей Пьянзина».

10 июня командование батареей принял старший лейтенант И.С.Пьянзин, прибывший на батарею с двумя матросами. С каждым днем атаки гитлеровцев становились все сильнее, силы оборонявшихся таяли, пополнений не было, зато скопилось большое число раненых, вынести которых в тыл не было возможности — каждый человек был на счету и не мог оставить свой пост. Враг пытался любыми средствами сломить сопротивление батареи, защитники которой остро нуждались в воде, продовольствии и боеприпасах, и выйти к Северной бухте в районе Инкермана.
Ночью 12 июня 1942 года по приказу командира дивизии в расположение 365-й батареи отправили шесть матросов. Они везли с собой все необходимое для бойцов батареи. Доехав на машине до Братского кладбища, пришлось машину оставить и добираться до батареи пешком. До рассвета с батареи были эвакуированы все раненые.
13 июня 1942 года гитлеровцы прорвались к огневой позиции. В этом бою Пьянзина тяжело ранило, но командир не смог бросить своих людей в такой критический момент, так как немецкая пехота уже подобралась почти вплотную к орудийным дворикам. По приказу Пьянзина оставшиеся в живых защитники батареи в отчаянии стремительно контратаковали и схватились с немцами в рукопашную. Атака немцев была отбита, но защитникам это стоило слишком больших жертв — в живых осталось несколько человек, все поголовно раненные. Немцы, понимая, что силы защитников на исходе, быстро перегруппировались и вновь атаковали при поддержке 7 танков. Понимая, что эту атаку отбить уже не получится, потерявший много крови старший лейтенант И.С. Пьянзин передал в эфир следующее: «Отбиваться нечем. Почти весь личный состав выбыл из строя. Открывайте огонь по нашим позициям». Это были последние слова Пьянзина. Наша артиллерия сосредоточила огонь нескольких артбатарей и превратила высотку в кашу. Все батарейцы погибли. Но тело геройского лейтенанта удалось найти. Иван Пьянзин был похоронен на кладбище поселка Дергачи под Севастополем.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 июля 1942 года старшему лейтенанту Пьянзину Ивану Семёновичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
По прошествии более семидесяти лет высота покрылась редким дубовым леском, на ее склонах выросли дачные кооперативы. Но и сейчас многое напоминает о тех тяжелых боях. В местах, где непосредственно располагались орудия до сих пор видны воронки от снарядов и авиационных бомб, вся местность изуродована ими, напоминая лунный пейзаж. Просматриваются полузасыпанные окопы, ходы сообщений.
Несмотря на время, на высоте сохранились командный пункт, орудийные дворики, железобетонные короба линий связи, остатки разрушенных в 1942 году казарм. На обломках стен еще до недавнего времени можно было прочесть надпись сделанную краской «Смерть фашизму!» Единственным памятником, увековечившим подвиг бойцам и командирам РККА, воевавшим здесь, является памятник И.С. Пьянзину, с расположенными по обеим сторонам братскими могилами, в которых похоронены останки бойцов и командиров, найденные на местах боев за высоту 60,0. К сожалению, большая часть останков не идентифицирована и на надгробных плитах еще долго будет выбита надпись — «неизвестные защитники Севастополя». Ведь именно эти люди ценой своей жизни дали городу возможность жить и обороняться.

Подвиг краснофлотца Александра Чикаренко.

В 20-х числах июня 1942 года фашисты , имея большое численное преимущество, сломили сопротивление гарнизона Сухарной балки и захватили высоты, под которыми находились штольни с боезапасом для кораблей и батарей ЧФ и частей Приморской армии. 24 июня в тамбуре одной из штолен находился заведующий хранилищем А. Чикаренко. Он получил задание отбивать  одиночные  атаки  фашистов, а с наступлением темноты взорвать штольню. Однако прорвавшиеся сотни гитлеровцев вынудили его перевести стрелку часового механизма взрывного устройства на мгновенное действие. Чикаренко погиб, но под обрушившимися скалами были погребены более 200 фашистов и предотвращён захват штолен противником.
Приказом командующего ЧФ в сентябре 1943 года А.Чикаренко навечно занесён в списки личного состава 404-й лабораторной роты (в настоящее время – одно из подразделений службы ракетно-артиллерийского вооружения ЧФ РФ). Награждён орденом Отечественной войны 1 степени (посмертно).  В 1957 году на территории воинской части, расположенной в Сухарной балке, установлен памятник А. Чикаренко.

 

.