Последний романтик советской музыки (к 85- летию Микаэла Таривердиева)

Сегодня исполняется 85 лет со дня рождения композитора Микаэла Таривердиева ( 15.08.1931 г.- 25.07.1996 г.). «Последний романтик советской музыки», он сочинил мелодии к десяткам кинофильмов, в том числе таким популярным как «Семнадцать мгновений весны» и «Ирония судьбы». Неутомимый экспериментатор, Таривердиев писал романсы и песни, музыку к операм и балетам, был автором камерных вокальных циклов, симфоний и концертов. О нем говорили: он не сочиняет музыку, он ее улавливает. Мелодии Таривердиева просты, узнать их можно с первых нот. Именно это качество композитор считал признаком настоящего таланта.

Микаэл Таривердиев с самого начала своей работы в кино отличался тем, что не любил режиссеров, которые придавали музыке к фильмам второстепенное значение. Он был перфекционистом. При написании композиций к «17 мгновениям весны» часто конфликтовал с Татьяной Лиозновой. В результате оказался в титрах за звукорежиссером. А вот с Эльдаром Рязановым у него сложились прекрасные отношения в совместной работе над «Иронией судьбы». Во время записи песен они делали по 30 дублей.
Ноты – как раз авторский вариант увертюры. В перечне инструментов – неиспользуемая уже давно никем гребенка. Таривердиев не раз говорил, что в кино его привела возможность экспериментировать. И каждая его работа была удачным опытом.
«На экране могла быть полная белиберда, но с музыкой Таривердиева она приобретала и поэтичность, и грусть, и философию, и лиризм. Микаэл Таривердиев не писал музыку, подстраиваясь под картину, он находил некий камертон», — отмечает кинорежиссер Сергей Урсуляк.
«Он улавливал музыку сферы и фиксировал, я неоднократно была свидетелем этого удивительного процесса. У него есть даже вокальный цикл «Я ловил ощущение». Я была свидетелем этой «ловли», она даже была несознательна, он просто улавливал, фиксировал сначала в звуках, а потом в партитуре», — рассказывает музыковед, президент Благотворительного фонда Микаэла Таривердиева Вера Таривердиева.
В одной из комнат располагалась студия.«Она устроена как орган – Микаэл Леонович на нем играл как на органе. Сначала это все исполнялось и тут же записывалось на восьмиканальную пленку», — вспоминает Вера Таривердиева.
Несмотря на то, что М.Таривердиев создал мелодии к 132 фильмам, он не считал себя кинокомпозитором. У него много инструментальной музыки: сочинения для органа, камерные вокальные циклы, четыре балета, четыре оперы, среди них одна киноопера «Король-олень». Сегодня можно часто слышать один из последних «Концерт в романтическом стиле для альта и струнного оркестра», который Таривердиев посвятил Юрию Башмету. Причем, создал он это сочинение за один вечер.
Музыке он отдал всю свою недолгую жизнь. Но то музыкальное наследие, которое Микаэл Таривердиев оставил после себя, еще долго будет жить в кинофильмах, телепередачах, на сценах театров и в сердцах людей.

.