Иван Билибин и его сказочный мир

16 августа 1876 года родился знаменитый русский художник — модернист, иллюстратор, график, театральный художник Иван Яковлевич Билибин.

Иван Яковлевич широко известен, прежде всего, как иллюстратор русских народных сказок. Он разработал свой собственный художественный стиль на основе популярного в то время модерна и русского народного декоративно-прикладного искусства. Этот стиль, называемый не иначе как «билибинский», популярен и в наше время. Он является своеобразной визитной карточкой российской иллюстрации.

Первую из своих классических работ он создал в 1899-м – оформил книгу «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке». Она переиздается до сих пор. Это настоящий Билибин, узнаваемый мгновенно и столь же мгновенно покоряющий. После «Ивана-царевича» его, как мастера русской темы, наперебой приглашают издатели и театры. Первый опыт Билибина в сценографии – оформление оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» для национального театра в Праге. Следующие его работы – эскизы костюмов и декораций для опер «Золотой петушок», «Садко», «Руслан и Людмила», «Борис Годунов» и других.

И снова и снова выходили сказки с иллюстрациями Билибина, с билибинскими буквицами… За первой удачей последовали «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна», «Царевна-лягушка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Белая уточка», «Перышко Финиста». Затем – былины. А чуть позже – четыре сказки Пушкина, начиная с царя Салтана.

То были, возможно, лучшие годы русского искусства – и Билибин снискал славу первого графика России. Давным-давно билибинские сказочные видения воспринимаются как нечто постоянное, привычное в своем совершенстве. Но он, развивая находки Васнецова, находил новое, никого не повторял.

В революционные годы именно Билибин создал эскиз «республиканского» двуглавого орла, который считался гербом России от марта до октября 1917-го (с 1992 года в РФ этот орёл вновь стал официальным русским символом. Авторские права на герб и некоторые другие графические разработки Билибин передал фабрике «Гознак»).

В 1925 году Билибин переезжает в Париж, где также востребован. Выходили новые книги с его иллюстрациями, в том числе и на французском языке – например, сказки «Тысячи и одной ночи». Он создавал стиль русской оперы по всему миру. В эмиграции Билибина мало что интересовало, кроме России, кроме бабушкиных сказок и старинных былин… И, конечно, он все-таки возвращается на Родину.

В 1941 году, когда в страну ворвалась Великая Отечественная война, находясь в Ленинграде, И.Я.Билибин отказался от эвакуации. Он ответил наркому просвещения: «Из осажденной крепости не убегают. Ее защищают». До последнего дня он работал в Ленинграде над иллюстрациями к русским народным былинам, больной, голодный, умирающий, свято веря, что его Родина выстоит в войне. «Работа продолжается… Книга должна выйти, когда наступит победоносный мир. Книга о нашем эпическом и героическом прошлом…», — говорил великий художник. Иван Яковлевич не сумел пережить первую блокадную зиму. Он ушел из жизни 7 февраля 1942 года. На Смоленском кладбище есть братская могила профессоров академии художеств, погибших в блокаду. Скромный и величественный камень. Имя Билибина значится там первым.

.