«Чудеса и тайны мира кино»

Виртуальная экскурсия «Чудеса и тайны мира кино», посвященная 120-летию со дня рождения А.Л.Птушко режиссера, сценариста, художника.

Сегодня исполняется 120-лет со дня рождения А.Л.Птушко-выдающегося кинорежиссёра и мультипликатора, автора фильмов «Новый Гулливер», «Илья Муромец», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о потерянном времени», «Руслан и Людмила».

Родился Александр Лукич Птушко 19 апреля 1900 года в городе Луганске.  До прихода в кино Александр Птушко успел освоить много специальностей – он работал корреспондентом в газете, актером, художником-декоратором, мастерил куклы, а с 1923-го по 1926 год учился в Московском институте народного хозяйства. Талант кинохудожника обозначился у Александра Птушко уже в начальный период его творчества, когда после окончания заочного отделения Государственной школы кинематографии в Москве, он начал работать в жанре кукольной анимации. В 1928 году в качестве режиссера-аниматора Александр Птушко выпускает серию мультфильмов с участием кукольного персонажа Братишкина, которого позже перенес и в рисованные мультфильмы. Именно здесь он впервые использует свою кино-иллюзию.

После дебютного успеха, уже через четыре года, в 1932 года, Александр Птушко снимает первый звуковой полнометражный мультипликационный фильм «Властелин быта».

В 1935 году вышел уникальный по тем временам фильм «Новый Гулливер». В нем люди снимались вместе с куклами, которые играли лилипутов. По разным данным было изготовлено более 1000 кукол. «Новый Гулливер» завоевал специальный приз на Международном кинофестивале в Милане, о фильме восторженно отзывался Чарли Чаплин, а Уолт Дисней предлагал Птушко переехать в США и работать у него в студии. В «Гулливере» он применил столько новых, оригинальных приемов съемки, создал столько занимательных конструкций и приспособлений, что ими до сего времени пользуются на кукольных студиях нашей страны…». После фильма он стал руководителем художественно-производственного объединения объемной мультипликации «Мосфильма».

При необходимости включить в один кадр «кукол» и людей Птушко обратился к способу «перспективного совмещения», который  настолько эффективно раскрыл новые изобразительные возможности кино, что фильм и сегодня остается образцом уникального режиссерского и операторского решения сложнейшей художественной задачи при минимальном и эффективном использовании постановочных средств.

Творчество А.Л.Птушко оказало влияние на современных голливудских кинематографистов, в частности, к разработанным им приемам обращался Питер Джексон при создании кинотрилогии «Властелин колец». А в 1939 г. режиссер выпускает еще одно своё чудо — фильм «Золотой ключик». Мультипликационный эффект здесь достигнут за счет совмещенных и комбинированных съемок. Часть кукол в фильме — это переодетые в кукольные костюмы актеры. А чтоб создать разницу в размере, когда актеры-люди совмещались с актерами-куклами, режиссер использовал визуальное совмещение дальнего и ближнего плана. И по сей день «Золотой ключик» используется, как пример, в кинематографических школах, для демонстрации студентам, как путем минимальных затрат возможно создать настоящие спецэффекты.

Александр Птушко — автор множества теоретических трудов, посвященных трюковым и комбинированным съемкам, а также мультипликации. В частности, одна из самых известных работ, которую до сих пор изучают в кинематографических вузах — «Комбинированные и трюковые киносъемки» (в соавторстве с Николаем Ренковым).

С началом войны Александр Птушко работает на киностудии в Алма-Ате, где, в основном, занимается комбинированными съемками и созданием трюков в фильмах «Парень из нашего города», «Небо Москвы», «Зоя». Сразу после победы Александр Птушко решил заняться созданием сказок, наряду с другим, не менее выдающимся режиссером — Александром Роу.

 Первой работой в этом жанре стал «Каменный цветок» (1946 год), за которую он сразу получил Государственную премию и приз за цвет на I Международном кинофестивале в Каннах. Автор сказки П.П.Бажов принимал активное участие в создании декораций и костюмов. Фильм «Каменный цветок» был восстановлен в 1964 году и сегодня его с восторгом смотрят зрители.

Не меньшей славы снискал и его следующий шедевр «Садко». Он завоевал «Серебряного льва» в Венеции, а исполнитель главной роли Сергей Столяров был назван одним из лучших актеров мира полувековой истории кино.

Вышедший в 1956 году первый отечественный широкоэкранный фильм со стереозвуком «Илья Муромец» был внесен в Книгу рекордов Гиннесса за самую масштабную массовку. Фильм, построенный на материале русского былинного эпоса, рассказывает о патриотических подвигах богатыря Ильи Муромца.

Фильмы Птушко попали в прокат в США. Американский продюсер Роджер Корман увидел картины советского режиссера еще в конце 50-х — начале 60-х годов и приобрел права на показ фильмов. После небольшой монтажной доработки фильмы «Садко» и «Илья Муромец» были показаны американским зрителям.

После перемонтажа, сделанного Фрэнсисом Фордом Копполой и под названием «Волшебное путешествие Синдбада» вышел фильм «Садко», а о подвигах Ильи Муромца американские зрители узнали из фильма «Камень и дракон».

Спецэффекты, разработанные для фильма «Илья Муромец»  позаимствовали американские режиссеры Стэнли Кубрик для съемок «Космической одиссеи», Терри Гиллиам в «Приключения барона Мюнхгаузена» и многие другие режиссеры.

С 1960 года А.Птушко стал художественным руководителем творческого объединения детских фильмов при киностудии «Мосфильм». В 1961 г. на экраны выходит фильм «Алые паруса» по повести Александра Грина. Снимали фильм в Коктебеле, Ялте, Пицунде и Баку. В первый год проката «Алые паруса» посмотрели 22,6 млн. зрителей.

В 1964 году Александр Птушко снимает комедию «Сказка о потерянном времени» по пьесе Евгения Шварца. Этот фильм стал любимым для многих поколений зрителей

В 1966 году режиссер А.Птушко снял фильм «Сказка о царе Салтане» — одну из лучших экранизаций произведений А.С.Пушкина для детей.

А.Птушко написал сценарий по гоголевскому «Вию». Поручив съемки молодым режиссерам, но они не справились, и А.Птушко пришлось доснимать и монтировать фильм самому. Благодаря этому «Вий» долгие годы оставался и остается первым и единственным отечественным фильмом ужасов, впечатляющим российских зрителей.

Знаменитый фильм «Вий» снимали в 1967 году, он стал первым фильмом ужасов, снятым в нашей стране и  лидером проката 1968 года. Права на показ купили несколько зарубежный стран, включая США, Аргентину, Финляндию. После выхода фильма в 1969 году А.Птушко было присвоено звание Народного артиста СССР.

Фильм-сказка «Руслан и Людмила» был снят. на киностудии «Мосфильм» в 1972 г. по мотивам одноимённого произведения Александра Сергеевича Пушкина. Невероятные декорации, впечатляющая говорящая голова, подземные гиганты и летающий карлик Черномор – все  эти персонажи несут в себе сказочные превращение и чудеса мира кино. Фильм «Руслан и Людмила» был отмечен специальной премией жюри Международного кинофестиваля детских и юношеских фильмов в Салерно (Италия) в 1976 году, через три года после смерти автора.

Александр Птушко оставил нам щедрое наследие. Почти все его фильмы адаптированы к современным средствам просмотра и выложены в сети в свободном доступе.

Основа гения, популярности и народной любви к Александру Птушко кроется в душевности и жизненной правде, отраженной в его картинах. Александр Лукич утверждал, что у многих людей сказка ассоциируемся с мамой, которая рассказывает их своему ребенку. Так вот, режиссер говорил, что он хотел в своем творчестве стать мамой для всех и каждого, его сказки адресованы всем людям — с особым теплом и любовью.

Материал подготовлен Т.В.Глущенко

теги: , .