Династия – гордое слово!

Мысль о том, чтобы посвятить цикл небольших исторических зарисовок рыбацким династиям Севастополя и Балаклавы родилась у сотрудников Музея в конце 2014 года, когда при работе с биографической картотекой был выявлен целый ряд юбилеев рыбаков, имена которых были ранее хорошо известны в городе, а ныне подзабыты. Посчитав, что это несправедливо, мы и решили напомнить севастопольцам об этих людях, тех, кто своим трудом писал летопись трудовой славы нашего города.
Однако при углубленном изучении личных дел юбиляров выяснилось, что почти все они являются представителями известных рыбацких династий. Так и возникла идея поговорить о людях, передававших любовь к своему делу, свою увлеченность профессией из поколения в поколение. Есть повод начать разговор о рыбацких династиях с рассказа о семье балаклавских рыбаков Страти. 5 марта 2015 года Стратиону Христофоровичу Страти исполнилось бы 110 лет.
Он родился в Балаклаве в 1905 году в семье потомственного рыбака-грека Христофора Страти, который, по воспоминаниям Стратиона , работал на хозяина Топи Георгия Николаевича попеременно на баркасах «Вера» и «Скиталец». В семье Страти детей рано приучали к труду. Стратион впервые вышел в море с отцом в 12 лет. До этого помогал на берегу в выгрузке улова, ремонте сетей. О своем детстве вспоминал так: «Мне приходилось вставать в 5 часов утра и идти с отцом в море, а к 8 часам успевать в школу. В 1917 году я окончил 4 класса земского училища и пошел работать учеником на скипасти.» ( Скипасть — сетный мешок особой конструкции). В 1917 году рыбаки Балаклавы объединились в кооперативно-производственное товарищество « Балаклавский рыбак ».
Стратион Страти вспоминает, что в товарищество вступила в основном рыбацкая беднота, в том числе и его отец, на вывеске конторы товарищества красовалась вывеска « Союз рыбаков и тружеников моря». В июне 1929 года в Балаклаве был организован рыбколхоз «Путь к социализму», братья Стратион и Георгий Страти были в рядах его организаторов, позже в рыбколхоз вступил и подросший брат Александр. Георгий вспоминает, как балаклавские богатеи насмехались над первыми колхозниками: называли их не иначе, как «колхоз веселых нищих». Однако колхоз медленно, но верно становился на ноги. А в 1930-х годах Стратион стал его председателем. В воспоминаниях рыбака сохранились сведения о наиболее удачных путинах 1921 и 1938 годов. По итогам работы колхоза «Путь к социализму» в 1938 году его председатель Стратион Страти был награжден значком «Отличник рыбной промышленности».
Он оставался председателем рыбколхоза и в годы военного лихолетья. В фондах Музея хранится справка, выданная супруге С. Х. Страти Наркоматом рыбной промышленности СССР в 1943 году, о том, что ее муж, Стратион Христофорович Страти, действительно работал Председателем правления рыбколхоза «Путь к социализму» ( г. Балаклава ) до момента оккупации Крыма немецкими захватчиками.» А из характеристики С. Страти, подписанной зам. председателя Комитета обороны Севастополя В. Ефремовым, узнаем, что он вместе с рыбаками рыбколхоза « работал на передовой под артобстрелом. Весь улов рыбы сдавался, шел на обеспечение Приморской армии. Тов. Страти руководил колхозом до последних дней, кроме основной работы в колхозе , провел большую работу по вывозу населения г. Балаклавы с переднего края обороны.» Рыбаки под руководством С. Х. Страти начали лов рыбы в балаклавской бухте в ноябре 1941 года, но бухта сильно простреливалась, поэтому перешли на лов в севастопольские бухты: Артиллерийскую, Мартынову, Стрелецкую.
По воспоминаниям С. Страти ставные неводы размещали у Георгиевского монастыря, у Синего камня. Работали все, в том числе женщины и дети, жили в скалах. Труд Стратиона Христофоровича в дни обороны Севастополя был отмечен медалью «За оборону Севастополя 1941-1942 г. г.». Вместе с ним защищал Севастополь и его младший брат Георгий Христофорович Страти. Он был на два года моложе Стратиона, родился 18 ноября 1907 года. Так же, как и брат, с 12 лет выходил в море на промысел с отцом, вместе с братом вступил в рыбколхоз в 1929 году, успел поработать рыбаком, бригадиром, но в конце этого года был призван в армию. Служил в Днепропетровске радиотелеграфистом, затем в 1935 году перешел на сверхсрочную службу, был направлен в школу водолазов, после окончания которой служил в балаклавском ЭПРоНе. Но труд рыбака, который хорошо был знаком ему с детства, оставался привлекательным. Да и Стратион советовал вернуться в колхоз. Георгий вернулся. Работал рыбаком , позже стал начальником цеха и отдела сбыта рыбзавода «Пролетарий», в 1940-1941 годах был зам. директора райпромкомбината по рыбохозяйству. Война застала Георгия в Балаклаве.
С первых дней обороны Севастополя был командиром боевой дружины, командиром взвода истребительного батальона, приданного 224 санитарному батальону 172 стрелковой дивизии. На долю Георгия выпали страшные испытания. В июне 1942 года Георгий сражался на Сапун-горе, там его и застало известие о гибели в Балаклаве брата Александра Страти, который, не изменяя семейной традиции, работал механиком на одном из судов рыбколхоза и вместе со Стратионом в дни обороны снабжал рыбой сражающийся Севастополь. 2 июня во время налета вражеской авиации на Балаклаву Александр, находясь на берегу, заметил, что судно , получив пробоину, начало погружаться в воду. Он вплавь добрался до него и успел подвести к берегу и посадить на мель. А налет продолжался , и Александр вместе с рабочими рыбцеха спрятался под бетонным укрытием. От разорвавшейся рядом с укрытием бомбы бетонная плита обвалилась и погребла под собой 8 человек. Георгий попал в Балаклаву , когда погибших уже вытащили из-под завала. Успел сколотить из досок забора гроб для брата. Ночью похоронная команда забрала погибших, но места захоронения Георгий и Стратион так и не узнали. В музейной анкете, заполненной Георгием в 1976 году, есть и еще одна трагическая строчка: «Взят в плен в районе 35 батареи». Удалось ли ему бежать – неизвестно. Очевидно, да. Потому что в этой же анкете он отмечает, что 16-17 апреля 1944 года помогал разведке, вышедшей на окраину Балаклавы, предоставив подробную карту местности. Так же, как и Стратион Страти, Георгий награжден медалью «За оборону Севастополя 1941-1942 г. г.», медалью «За победу над гитлеровской Германией».
Однако ни героический труд Стратиона Страти во время обороны, ни защита Севастополя с оружием в руках Георгия Страти не уберегли братьев от катка сталинских репрессий: оба они вместе с семьями были депортированы из Балаклавы 27 июня 1944 года, разделив горькую судьбу других народов Крыма. В Балаклаву они больше не вернулись. То ли успели пустить крепкие корни на северном Кавказе, куда их выслали, то ли обида не забылась…Но профессии рыбака остались верны. Стратион обосновался в новороссийском рыбколхозе «Черноморец» (пос. Алексино), работал до момента выхода на пенсию в 1968 году, но, судя по письмам , и после этого помогал рыбакам на берегу,был общественным инспектором рыбоохраны. Георгий работал в Геленджике, в рыбколхозе «Парижская коммуна».Рыбачили , растили детей.
Рыбаками стали и их сыновья: Валерий, Олег и Константин Стратионовичи, Алексей Георгиевич. В документах о праздновании 50- летия рыбколхоза «Черноморец» Стратион Христофорович упоминается как ветеран колхоза, а сын его Константин Стратионович- как председатель месткома. Связь Музея с семьями рыбаков Страти, к сожалению, в последние годы была утрачена. Сегодня мы предпринимаем попытки восстановить утраченные связи. Но куда бы судьба не забрасывала балаклавских «листригонов», мы всегда с благодарностью и признательностью будем вспоминать тех, кто своим трудом создавал славу одной из самых мужественных профессий – профессии рыбака.

РЕКОМЕНДУЕМ РУБРИКИ:


Музей
Ветераны рыбной отрасли
Обновление экспозиции музея
Пополнение фондов музея

.