«Призвание»

Известная американская художница и фотограф Салли Манн называла фотографии «открытыми дверями в прошлое». Кенийский фотограф Мешак Отиено – «искусством застывшего времени». Так или иначе, фотографии являются признанным историческим документом, позволяющим историкам воссоздавать реальную картину того или иного времени.
Севастопольским историкам повезло, так как фотолетопись истории нашего города в разные времена создавали замечательные мастера: Михаил Мазур, Евгений Халдей, Борис Шейнин, Александр Баженов, Вадим Докин… Среди этих имен особое место занимает имя Сергея Муравьева.
Сегодня есть повод вспомнить этого щедрого, доброго, улыбчивого человека. 23 сентября ему исполнилось бы 100 лет.
Сергей Николаевич родился в небольшом селе в Коми АССР, в возрасте 2-х лет остался без отца, рабочего чугунолитейщика. Мать одна тянула семью, поэтому в 14 лет Сергей начал свою трудовую жизнь, поступив на работу в Северное речное пароходство Архангельска. Плавал кочегаром на пароходе, работал на пристани оператором. В 1934-1935 годах смышленого юношу даже назначили начальником пристани Палевица. Поступил в Водно-речной техникум в Сыктывкаре на судоводительское отделение. Видимо поэтому, когда пришло время идти на военную службу, был призван во флот. Успел послужить на Балтике, затем в 1937 году был переведен на Черноморский флот.
Севастополь полюбился сразу и навсегда. Полюбил и морскую службу, которую проходил на лидере «Харьков», эсминце «Быстрый», лидере «Ташкент». В Севастополе и застала Сергея Муравьева война. В обороне Севастополя Сергей Иванович принимал участие с первого дня. В июне 1942 года был эвакуирован из города в Туапсе с документами секретной части Медико-санитарного отдела Черноморского флота. Враг рвался к Кавказу, и в августе 1942 года Сергей Иванович подал рапорт командиру части с просьбой перевести его на сухопутный фронт. Командиру взвода автоматчиков Муравьеву довелось сражаться под Моздоком, Туапсе, защищать Новороссийск. На Малой земле он был тяжело ранен, контужен. После длительного лечения в госпиталях вернулся к профессии шифровальщика в Штаб Черноморского флота. А затем была демобилизация по ранению, инвалидность… и поиск ответа на вопрос: «Что дальше?»
Надо было строить свою послевоенную жизнь, и Сергей Иванович поступает учеником фотографа в артель инвалидов «Пролетарий», не предполагая, что выбор этот определит всю его последующую жизнь. Впоследствии он любил повторять : « Я не выбирал фотографию, это она выбрала меня…» Выбор был правильным.
Работа в севастопольских фотоателье давала небольшой, но стабильный заработок. Но душа просила иного… Сергей Иванович начал публиковать свои фотографии в севастопольских газетах. Подлинная удача улыбнулась ему, когда он получил приглашение участвовать в качестве фоторепортера в первом рейсе китобойной флотилии «Слава». Созданная им серия фотоснимков «Антарктида» обошла многие газеты и журналы, принесла известность. Именно с этого момента Сергей Муравьев и решает посвятить себя журналистике. Его фоторепортажи о значимых событиях истории страны, истории Севастополя, публикуются в центральной и местной прессе: в газетах «Правда», «Известия», «Комсомольская правда», «Морской флот», «Слава Севастополя», «Флаг Родины», в журналах «Советский Союз», «Огонек», «Вокруг света»… К нему обращаются с просьбами предоставить фотоснимки для иллюстрирования книг, путеводителей. Он участвует в выпуске фотоальбомов о Севастополе.
Он всегда в гуще событий. Его первые снимки запечатлели искалеченный войной Севастополь: истерзанные улицы, остовы зданий, завалы, зияющие пробоины… Он фиксирует фотокамерой и восстановление города: вот первый отстроенный дом по улице Ленина, строительные краны на улице Большой Морской, закладка кинотеатра «Победа»…В 50-х годах он неделями не уходит со смотровой площадки панорамы «Оборона Севастополя», фотографируя основные этапы работы советских художников, воссоздающих уникальное произведение искусства. Возглавлявший коллектив художников академик П. П. Соколов-Скаля назвал серию снимков Сергея Ивановича «высокохудожественным, правдивым документом героической истории легендарного города».
Сотни миль прошел фотограф на рыболовецких судах, запечатлев настоящую мужскую работу на черноморских промыслах и в океане.Признанием в любви к Севастополю являются его лирические фотозарисовки о трудовых буднях севастопольцев, пейзажи родного города.
Являясь мастером портрета, С. И. Муравьев оставил для нас целую галерею лиц прославленных уроженцев Севастополя и гостей города: И. Д. Папанина, Г. Н. Прозуменщиковой, Ю. А. Гагарина, А. И. Покрышкина, президента Вьетнама Хо-Ши-Мина… Неутомимый в поисках сюжетов для фотоснимков, он запечатлевает и зажжение Вечного огня на оборонительной башне Малахова кургана 23 февраля 1958 года, и торжественное собрание по случаю вручения Севастополю Ордена Ленина и медали Золотая Звезда, и открытие севастопольской диорамы, и фестиваль «Крымские зори», и спуск на воду плавкрана «Витязь»…
Ветеран Великой Отечественной войны, не по наслышке знающий жизнь в окопах, Сергей Иванович с особой нежностью и добротой делает снимки фронтовиков. Он снимает их на местах былых боев, во время парадов, встреч, возложения цветов к памятникам погибшим товарищам.
« В объективе жизнь» — так назвал фотограф выставку, подводящую итоги его 35-летней творческой работы. Она была открыта в мае 1983 года в севастопольском Доме офицеров флота, впоследствии объехала 12 городов Советского Союза. Его фотоснимки экспонировались и в зарубежных странах. Сергей Иванович удостоен 9-ти дипломов и знаков за участие в международных конкурсах. Коллекция из более 150 фотографий передана им в Музей рыбаков, где ежегодно выставляется к памятным датам истории Севастополя.
Он жил и творил с мыслью о том, что его фотографии, воссоздающие дух героического времени, смогут воспитать у новых поколений севастопольцев уважение к своим предшественникам, помогут лучше понять историю нашего города. Хочется верить, что замечательный фотомастер не ошибся в своих ожиданиях.


РЕКОМЕНДУЕМ РУБРИКИ:


Музей
Ветераны рыбной отрасли
Обновление экспозиции музея
Пополнение фондов музея

.