«Море слабых не любит…» (Рыбацкие династии Севастополя. )

Большинство из людей не испытает затруднения, если попросить их ответить на вопрос: что такое «бульба»? В переводе с белорусского – «картошка». А вот если задать этот вопрос старым севастопольским рыбакам – мигом вспомнят известную рыбацкую династию: Василия Михайловича Бульбу и его четверых сыновей – Тараса, Григория, Петра и Порфирия.
«Картофельной» фамилией наградил потомков отец Василия Михайловича — Михаил Подгрушный. Был он быстрым, веселым, прытким, всегда впереди всех. «Катится, как бульба»,- говорили о нем односельчане из маленького белорусского села. «Пойти к Бульбе», «спросить у Бульбы» — не заметили, как прозвище заменило фамилию.
Из Белоруссии первым проторил дорогу в Севастополь Василий Бульба. В 90-х годах 19 века был призван на воинскую службу, которую проходил в Севастополе в саперном полку. Понравился ему город у моря. Выписал сюда жену. Купили развалюху на Северной стороне и осели здесь навсегда. Тут у Бульб родилось семеро детей: 3 дочери и 4 сына. Василий рыбачил, сыновья подрастали и начинали помогать отцу: готовили сети, чинили ялик, заготавливали продукты на промысел. Своего первенца, Тараса, Василий Михайлович стал брать на промысел с 14 лет. Рано оперился Тарас, купил свой ялик, отделился от отца. Позже обзавелся своим хозяйством и Егор, стал брать на промысел младших братьев, Петра и Порфирия. Старые рыбаки говорили, что «из Егора вышел хороший «белужатник». Много беспокойства доставлял Егор семье: уходил далеко в море в любую погоду, пропадал неделями, внезапно объявлялся – и всегда с хорошим уловом.
Домик у моря не миновали многие события жизни страны. В 1905 году Бульбы укрывали матросов мятежного крейсера «Очаков», дали одежду, помогли скрыться. Немало испытаний выпало на долю семьи в годы Гражданской войны. Трудно пережили немецкую оккупацию. А когда врангелевцы пришли, Егор и Петр ушли в красные партизаны, Тараса мобилизовали белоказаки. Но ни он, ни его друзья не хотели воевать «со своими». И тут брат пришел на помощь брату. Егор вместе с рыбаком Алексеем Дегтяревым решили на фелюге переправлять в Одессу не желающих воевать с красными. Собирали по 5-8 человек, ночью выходили из Севастополя. Сделали 8 ходок. Исчезновение Тараса не осталось незамеченным. Белогвардейцы напали на след, били шомполами отца и мать, но ничего не добились. Только в ноябре 1920 года, после бегства врангелевцев из Крыма, братья вернулись домой.
После войны все вернулись к привычному рыбацкому труду. Новые веяния пришли и в рыбацкие поселки. Бедняки объединялись в рыбацкие артели и товарищества. В 1925 году братья Бульбы вступили в товарищество «Севрыбак», в 1928 году – в рыбколхоз «Рыбацкая коммуна». Обзавелись семьями, растили детей. Егор работал в артели «Согласие», был капитаном на дельфиньем промысле, Тарас и Петр рыбачил в колхозной бригаде, Порфирий из колхоза ушел на Морской завод – перевозил рабочих на катере.
Общим испытанием для всей страны и для каждой семьи стала Великая Отечественная война.
Судьба каждого из братьев складывалась по-разному. Порфирий в августе 1941 года на буксире «Комсомолец» был отправлен в Керчь для перевозки скота на Таманский полуостров. Приходилось доставлять боеприпасы, выполнять вспомогательные работы для обеспечения военного флота в Новороссийске и Туапсе – заводить в доки для ремонта поврежденные корабли. В Керчи во время пожара удалось спасти много продовольствия и 20 тонн боезапаса. Вышли в море, но на подходе к Новороссийску буксир был обнаружен вражеской авиацией. Растерянность капитана и рулевого могли привести к гибели судна, но место у руля занял Порфирий и сумел вывести буксир из-под обстрела. Действия Порфирия были отмечены командованием – он был награжден орденом Красной Звезды.
Петр во время обороны Севастополя в составе войск МПВО защищал родной город, был удостоен медали «За оборону Севастополя 1941-1942 годов». В воспоминаниях рыбака часто упоминается спасенный им сбитый над морем советский летчик, которого Петр поднял из воды и доставил на берег.
Егор в 1941 году вместе с другими рыбаками закладывал базы снабжения для будущих партизанских отрядов в районе Байдарской долины, затем участвовал в организации первого отряда судов военизированного флота: рыбацкие суда возили боеприпасы к батареям, вывозили раненых. В 20-х числах февраля 1942 года спасли 27 моряков с подорвавшегося на мине тральщика. И так до конца обороны. После оставления Севастополя нашими войсками Егор попал в плен, был направлен в лагерь на Максимову дачу. Вскоре рыбаков отделили от остальных пленных и заставили ловить рыбу. Вначале ловили под конвоем, потом без конвоя, поэтому часть рыбы удавалось передавать партизанам в лес. Случалось совершать диверсии: топили куканы с белугой, портили сети. Комендант догадался об этом. Заставил вытащить куканы, развесить их на заборе. При этом предупредил через переводчика, что при попытке повтора подобных действий, на заборе будут висеть рыбаки.

РЕКОМЕНДУЕМ РУБРИКИ:


Музей
Ветераны рыбной отрасли
Обновление экспозиции музея
Пополнение фондов музея

.