Финальная точка Крымской войны

30 марта 2016 года исполняется 160 лет окончания Крымской войны, самой кровопролитной войны 19 века. Финальную точку в ней поставил Парижский мирный договор, заключенный воюющими государствами 30 (18) марта 1856 года.  Сто один пушечный выстрел возвестил об этом историческом событии столицу Франции. Заключению договора предшествовал Парижский конгресс, начавший работу  в конце февраля 1856 года, с участием делегатов от России, Франции, Великобритании, Турции, Сардинии. Кроме делегаций государств, участвовавших  в войне, на конгрессе присутствовали представители Австрии и Пруссии. В течение нескольких недель в тяжелой дипломатической борьбе согласовывались основные положения договора.

После оставления русскими войсками Южной стороны Севастополя в августе 1855 года, активные боевые действия в Крыму были завершены, обе противоборствующие стороны обескровлены. Но уже после оставления Севастополя русские войска на Кавказе захватили мощно укрепленную турецкую крепость Карс. Опасаясь нового витка конфронтации, Франция первой через своих дипломатов обратилась к российскому императору с предложением о начале переговоров для заключения мира.

Главным уполномоченным от России император Александр-II назначил своего генерал-адъютанта графа А. Ф. Орлова, начальника 3-го отделения Собственной Его Величества Канцелярии.

А. Ф. Орлов был сыном одного из братьев Орловых, содействовавших восхождению на престол Екатерины-II. Участник Отечественной войны 1812 года, он получил множественные ранения в Бородинском сражении, участвовал в зарубежных походах русской армии. Зарекомендовал себя не только храбрым воином, но и хорошим дипломатом. Впервые его дипломатический талант обнаружился в 1829 году во время успешных переговоров с Турцией, закончившихся подписанием Адрианопольского мирного договора. После этого Орлов был назначен послом в Константинополь и добился неукоснительного выполнения договора турецким султаном. С этой дипломатической  задачей справился. В 1856 году ему было 70 лет, но российский император не сомневался, что Орлов справится и в Париже. Это было важно в условиях очевидного поражения России в Крымской войне.

Орлов грамотно вел переговоры, уступая там, где это было неизбежно, и проявляя твердость в вопросах, где можно было добиться успеха.

Условия договора для России были унизительны. Они лишали страну результатов ее многовековых усилий в борьбе за выход в Черное море. России запрещалось иметь на Черном море военный флот и укреплять военные базы (подобный запрет распространялся и на Турцию). Черное море объявлялось нейтральным. Севастополь и другие захваченные неприятелем крымские города были возвращены России в обмен на турецкую крепость Карс. Россия вынуждена была отказаться от протектората над Молдавией и Валахией. Турция добилась подтверждения запрета на проход через проливы  в мирное время военных кораблей всех стран.

Условия договора могли бы быть более жесткими. Вспомним, что в начале войны противники России планировали отторжение от нее Кавказа, Крыма, Финляндии, Прибалтики и даже части земель на Дальнем востоке. Англичане настаивали во время дипломатической борьбы на передаче Крыма Турции, себя видели хозяевами в Грузии и на юго-восточном Кавказе. Но встретили противодействие своего союзника Франции, не желавшей подобного усиления Великобритании. Да и у Орлова в руках были «сильные козыри» в виде крепости Карс, захваченной русскими войсками, и эха славы беспримерной севастопольской обороны. По словам одного из обозревателей, «за зеленым столом переговоров …рядом с графом Орловым сидели невидимые тени защитников Севастополя и помогали русскому представителю отстаивать интересы России».

Вне всякого сомнения, Крымская война «показала гнилость и бессилие крепостной России». Это очевидно так же, как и то, что  весь мир  потряс нравственный пример беспримерного мужества в защите своего Отечества. Из далекой Сибири декабрист М. А. Бестужев писал: «Севастополь пал, но пал с такой славой, что каждый русский, а в особенности каждый моряк, должен гордиться таким падением, которое стоит блестящих побед».

Через несколько месяцев после подписания Парижского договора Европа услышит знаменательную фразу русского дипломата А. М. Горчакова: «Россия сосредотачивается…». Эта фраза была понята однозначно:  залечивает раны и накапливает силы.  Прямым следствием Крымской войны становится отмена крепостного права, судебная реформа, реформы в армии и флоте. Об этой особенности России — восставать из пепла, подобно сказочной птице Феникс, никогда не стоит забывать ни нашим друзьям, ни нашим врагам. Пройдет всего 14 лет после заключения Парижского договора и окрепшая Россия в одностороннем порядке отменит его условия. И никто не посмеет возразить.

Т. Тимофеева, зав. музеем рыбаков

 

.