Глубокая правда и высокая простота. Творческая судьба Бориса Лавренева

Борис Андреевич Лавренев (настоящая фамилия – Сергеев) родился 17 июля 1891 года в Херсоне, в семье учителей. Писательская биография Бориса Лавренева была яркой и необычной: юрист по образованию, поэт и художник, артиллерийский офицер и военный журналист, его творческий путь не был легким и прямым. Часто его творчество было новаторским для своего времени, Борис Андреевич всегда много писал, думал, искал новые темы и новых героев.

С миром большой литературы Борис Лавренев познакомился благодаря своему крестному, Михаилу Евгеньевичу Беккеру. Он был городским головой Херсона – отставной артиллерист и сослуживец Л. Н. Толстого в Севастопольский период. При его покровительстве в городе была создана хорошая библиотека, которой с радостью пользовался будущий писатель.
Его любимыми сюжетами были истории о морских путешествиях, открытиях и далеких землях. Маленьким мальчиком приезжал он с родителями в Севастополь и на Южный берег Крыма. Необъятность и красота моря покорили будущего писателя, оно навсегда становится смыслом всей его жизни и творчества. Любовью к морю и Севастополю пронизан роман «Синее и белое». Живописно и красочно выписаны севастопольские и морские пейзажи. В 1934 году Лавренёв несколько месяцев прожил в Севастополе и написал повести: «Стратегическая ошибка» и «Обыкновенное дело».
В годы Великой Отечественной войны Борис Лавренев, уже сложившийся и известный писатель, служил военным корреспондент центральных газет. Его фронтовые статьи были живыми и яркими – писатель хорошо знал героев своих репортажей. Публикует очерки и рассказы о доблестных защитниках Родины. Многие из них посвящены морякам – черноморцам: «Подарок старшины», «Чайная роза», «Маяк» и другие. Во время 250- дневной героической обороны Севастополя, Борис Лавренёв делил трудности с героическими защитниками города. В 1943 году по горячим следам он написал героическую драму «Песнь о черноморцах». Эта тема получила развитие в дальнейшем творчестве писателя, в 1945 году была написана драма “За тех, кто в море”. В 1944 году после освобождения Крыма писатель вновь приезжает в освобожденный Севастополь.
Особый драматический строй прозы Лавренева, охотно переводился на язык театра, кинематографа. Хорошо известны многочисленные инсценировки «Ветра», «Срочного фрахта», «Сорок первого», «Рассказа о простой вещи», а также экранизации этих произведений. Сюжет повести «Сорок первый» — с годами не утратил своей жизненности. Во второй половине 50-х г.г. молодой кинорежиссер Г. Чухрай вновь обращается к «Сорок первому» (первый фильм снял тридцатью годами раньше Я.Протазанов). Картина Г.Чухрая была удостоена чести быть представленной в Каннах на кинофестивале. «Сорок первый» получил приз фестиваля «За оригинальный сценарий и исключительные художественные достоинства». Многомиллионная аудитория с благодарностью приняла советский фильм. Произведение Б.А.Лавренева “Сорок первый” вошел в сокровищницу мирового искусства ХХ века.
Книги Б.А.Лавренева переведены на многие языки, наибольшее число переводов выдержали пьесы, а также повести «Сорок первый» и «Седьмой спутник».

После войны Борис Андреевич Лавренев поселился в Москве. Стены московской квартиры на улице Серафимовича были увешаны его художественными полотнами. Живописи знаменитый писатель был предан страстно и безоглядно. Жена писателя Елизавета Михайловна рассказывала, что Борис Андреевич до последних дней жизни не только напряженно работал над литературными произведениями, но и много рисовал. Карандаш и кисть он держал в руке ежедневно, даже во время поездок по стране и за рубежом. Портреты, пейзажи Б. Лавренева отличаются красочностью, широкой и свободной манерой письма, обобщенностью. В них, как и в его литературных произведениях, сказывается бурный темперамент художника.

Его имя хорошо знакомо всем севастопольцам. В 1979 году театру Черноморского флота было присвоено имя писателя Б.А. Лавренева.
Жизнь его, запечатленная в большом творческом наследии, по-прежнему продолжает волновать людей, радовать их, помогать им любить жизнь. Высокая романтика Бориса Лавренева и сегодня, в начале нового тысячелетия воспринимается с особой новизной.

Т.Глущенко, методист библиотеки КИЦ
Фото Екатерины Мокрецовой

теги: .