Краски любви Марка Шагала ( к 130-летию со дня рождения художника)

130 лет назад  родился Марк Шагал, российский и французский художник, один из самых известных представителей художественного авангарда XX века. Картины Марка Шагала — это полет в неизвестном направлении. Он заставляет нас вместе с собой совершать путешествие и думать над тем, что с нами происходит, — когда мы соединяемся с образами его картин. Этому удивительному художнику удалось раскрасить мир. Его картины — это сама любовь. Картины удивительны своими образами и сильны драматизмом. Это те чувства художника, которые передаются зрителю, смотрящему на его творения.6 июля 1887 года в Витебске родился Мойша Сегал.В детстве Мойша посещал начальную еврейскую религиозную школу, затем — гимназию. В возрасте девятнадцати  он поступил на обучение в частную «Школу живописи и рисунка художника Пэна». М.Сегал проучился в этой школе всего два месяца, но это было началом. Смелым началом. Пэн был настолько поражен его дерзкой работой с цветом, что позволил посещать свою школу бесплатно. Мойша был старшим из девяти детей и все домашние, а также соседи и торговцы да и простые мужики были тогда его моделями. Деревянные дома, купола церквушек, бакалейная лавка матери, обычаи и праздники — эта простая и трудная, но такая «основательная» жизнь навсегда влилась в сердце мальчика и образы родного любимого Витебска будут постоянно повторяться в творчестве художника.

В 1907 году  тридцатилетний Мойша Сегал  отправился в Санкт-Петербург. Молодой художник попал в водоворот художественной жизни столицы на стыке двух революций. Общественные революционные настроения всегда воплощаются и в культурной жизни — выходят авангардистские журналы, служившие тогда своеобразными объединяющими центрами для новых идей, организуются новаторские выставки, открываются двери для знакомства с современным западным искусством: французским фовизмом, немецким экспрессионизмом, итальянским футуризмом и многими другими течениями. Все это оказывает огромное впечатление на становление молодого художника.Но, познавая и впитывая все новое, М.Сегал держится в стороне от разнообразных объединений и групп, начиная формировать свой собственный неповторимый стиль. За несколько лет жизни в Санкт-Петербурге он учился в частной школе Зайденберга, работал в редакции  журнала «Восход», два года учился у Льва Бакста в школе Званцевой. По воспоминаниям Шагала, именно Бакст дал ему «прочувствовать дыхание Европы» и побудил ехать на учебу в Париж. Также М.Сегал посещал класс художника-новатора Мстислава Добужинского. Весной 1910 года состоялась первая выставка в редакции авангардистского журнала «Аполлон».
Летом 1909 года в Витебске художник познакомился с Беллой Розенфельд. Они поженятся 25 июля 1915 года и Белла навсегда останется его первой возлюбленной, женой и музой.

В августе 1910 года Максим Винавер, депутат Государственной Думы и меценат, предлагает художнику стипендию, дающую возможность отправится на учебу в Париж. По прибытии Мойша Сегал берет себе творческий псевдоним. Теперь он — Марк Шагал, на французский манер. Шагал посещает различные классы в свободных художественных академиях, пишет ночами, а днем пропадает на выставках, в салонах и галереях, впитывая искусство великих мастеров: Делакруа, Курбе, Сезанна, Гогена, Ван Гога и многих других.
В 1911-м Шагал переезжает в «Улей», здание, выкупленное Альфредом Буше после распродажи Всемирной Выставки 1889 года и ставшее своеобразным арт-центром и приютом для множества бедных иностранных художников. Здесь Шагал познакомился со многими представителями парижской богемы — поэтами, художниками; здесь он осваивает приемы новых веяний — кубизма, футуризма, как всегда, перекраивая их на свой лад; здесь делает первые действительные успехи: «Скрипач», «Посвящение моей невесте», «Голгофа», «Вид Парижа из окна». Несмотря на полное, с головой погружение в парижскую художественную среду, он не забыл и родного Витебска. «Понюшка табаку», «Продавец скота», «Я и деревня» пронизаны ностальгией и любовью.
Весной 1914-го года Шагал везет свои работы, несколько десятков холстов и около ста пятидесяти акварелей на выставки в Берлин. Несколько личных и совместных с другими художниками выставок проходят с большим успехом у публики. Затем он уезжает на побывку в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу. Но начинается Первая Мировая война и возвращение в Европу откладывается на неопределенный срок.

Вскоре Шагал был призван в армию и направлен в Петроград, где служил в Военно-промышленном комитете, избежав отправки на фронт. Занимался живописью, поддерживал отношения с жившими в Петрограде художниками и поэтами, участвовал в выставках («Бубновый валет», 1916, Москва; «Весенняя выставка современной русской живописи», 1916, Петербург; «Выставка Еврейского общества поощрения художеств», 1916, Москва, и другие). В 1917 году он вернулся в Витебск, где после революции стал комиссаром искусств губернского отдела Наробраза. В 1918 году разработал проект праздничного оформления улиц и площадей города к годовщине революции. В начале 1919 года организовал и возглавил Витебскую народную художественную школу. В 1920 году переехал в Москву, где художником работал в Еврейском камерном театре. В 1921 году Шагал преподавал живопись в еврейском сиротском доме-колонии беспризорников имени III Интернационала в подмосковной Малаховке. В 1919 году в Петрограде и в 1921 году в Москве состоялись персональные выставки Шагала.

В 1922 году Шагал с семьей отправился в Каунас, где прошла его выставка, затем в Берлин, а с 1923 года поселился в Париже. В 1931 году посетил Египет и Палестину. В 20-е – 30-е годы выставки картин Марка Шагала прошли в Берлине, Брюсселе, Париже, Нью-Йорке, Кельне, Амстердаме, Праге, Базеле и других городах. В 1937 году Шагал получил французское гражданство. После оккупации Франции Шагал с семьей уехал из Парижа на юг страны; в 1941 году по приглашению Музея современного искусства переехал в Нью-Йорк. Его выставки прошли в ряде городов США. Во Францию Шагал вернулся в 1948 году.

Крупнейший художник эпохи европейского модерна XX века, писавшей в неповторимой, своеобразной манере. Его картины находятся в коллекциях крупнейших музеев мира. Также, в особенности после Второй мировой войны, Шагал создал много монументальных работ, среди которых настенные росписи, витражи, шпалеры, скульптуры. Им созданы фрески для фойе театра «Уотергейт» в Лондоне, керамическое панно «Переход через Красное море» и витражи для церкви в Асси, витражи для соборов в Меце, Реймсе и Цюрихе, витражи «Двенадцать колен Израилевых» для синагоги медицинского центра «Хадасса» в Иерусалиме, плафон в парижской опере, мозаичные панно для здания ООН  и «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке, мозаика «Четыре времени года» для здания банка в Чикаго.

В 1973 году по приглашению Министерства культуры Советского Союза Шагал посещает Ленинград и Москву. Ему организовывают выставку в Третьяковской галерее. Художник дарит СССР несколько своих работ.
В 1977 году Марк Шагал был удостоен высшей награды Франции — Большого креста почетного легиона, а в 1977-1978 году была устроена выставка работ художника в Лувре, приуроченная к 90-летию художника. Вопреки всем правилам, в Лувре были выставлены работы еще здравствующего автора!
До последних дней Шагал продолжал писать картины, делать мозаики, витражи, скульптуры, керамику, работать над декорации к постановкам в театрах.

«В нашей жизни есть одна единственная краска, как и на палитре художника, придающая смысл жизни и искусству. Это краска любви.
Любовь дает силы человеку творить во всех сферах его деятельности. Для меня значение имеет только любовь и я имею дело только с теми вещами, которые крутятся вокруг неё. Вопреки всем трудностям нашей жизни, я сохраняю веру в любовь, в которой я был воспитан, и в надежду, которую человек возлагает на любовь.» Марк Шагал

28 марта 1985 года на 98-ом году жизни Марк Шагал скончался в лифте, поднимаясь после целого дня работы в мастерской. Он умер «в полете», как когда-то предсказала ему цыганка, и как изображал он себя летящим на своих картинах.

теги: .