Сказочный мир Ивана Билибина (ко дню рождения художника)

16 августа 1876 года родился знаменитый русский художник — модернист, иллюстратор, график, театральный художник И.Я.Билибин.

Иван  Яковлевич широко известен, прежде всего, как иллюстратор русских народных сказок. Он разработал свой собственный художественный стиль на основе популярного в то время модерна и русского народного декоративно-прикладного искусства. Этот стиль, называемый не иначе как «билибинский», популярен и в наше время. Он является своеобразной визитной карточкой российской иллюстрации.

Он был учеником Ильи Репина. Отрабатывал рисунок с усердием, самоотверженно – по 15 часов кряду. Стал одним из  участников объединения «Мир искусства». Сильный характер и обаяние в любой плеяде превращали И. Билибина в лидера. И он нашел свой стиль, который не без самоиронии окрестил «облагороженным лубком».
Первую из своих классических работ он создал в 1899-м – оформил книгу «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке». Она переиздается до сих пор. Это настоящий Билибин, узнаваемый мгновенно и столь же мгновенно покоряющий. После «Ивана-царевича» его, как мастера русской темы, наперебой приглашают издатели и театры. Первый опыт Билибина в сценографии – оформление оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» для национального театра в Праге. Следующие его работы – эскизы костюмов и декораций для опер «Золотой петушок», «Садко», «Руслан и Людмила», «Борис Годунов» и других. И после эмиграции в Париж в 1925 году Билибин продолжает работать с театрами: готовит блистательные декорации к постановкам русских опер, оформляет балет Стравинского «Жар-птица» в Буэнос-Айресе и оперы в Брно и Праге.

И снова и снова выходили сказки с иллюстрациями Билибина, с билибинскими буквицами… За первой удачей последовали «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна», «Царевна-лягушка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Белая уточка», «Перышко Финиста». Затем – былины. А чуть позже – четыре сказки Пушкина, начиная с царя Салтана.
То были, возможно, лучшие годы русского искусства – и Билибин снискал славу первого графика России. Давным-давно билибинские сказочные видения воспринимаются как нечто постоянное, привычное в своем совершенстве. Но он, развивая находки Васнецова, находил новое, никого не повторял. Он открыл свою, билибинскую, сказку – страшную и прекрасную.Четкий контур рисунка, любовь к сказочной Руси, понимание фольклорной мистики – сказочные иллюстрации Билибина невозможно перелистнуть, на них надолго останавливается взгляд. Кто-то сказал  о нем: «Иван – Железная Рука». Самому художнику такое прозвище понравилось. Оно соответствовало творческой манере.
Как и вся (за редким исключением) интеллигенция, февральскую революцию он встретил сочувственно.  Именно Билибин создал эскиз «республиканского» двуглавого орла, который считался гербом России от марта до октября 1917-го ( с 1992 года в РФ этот орёл вновь стал официальным русским символом. Авторские права на герб и некоторые другие графические разработки Билибин передал фабрике «Гознак»).

Но октябрьский вихрь Билибина не вдохновил. Он когда-то купил клочок земли в Крыму. Туда он постарался сбежать от революционной неразберихи и Гражданской войны, но не тут-то было. После разгрома белых армий художник, вместе с тысячами других отверженных, отбыл из Новороссийска на пароходе «Саратов» .
Дальше – странствия, хождение за тридевять земель. Случайные заказы восточных купцов. Египет с его древностями. И.Я.Билибин – один из немногих, кто редко терял самообладание, не впадал в уныние. Находил в себе силы, чтобы поддерживать обнищавших коллег не только добрым словом, но и деньгами. Суетливый удел беженца не помешал ему создать очередной сказочный цикл – иллюстрации к книге «Пойди туда – не знаю куда». Но после петербургской славы он чувствовал себя в экзотических странах бесприютно.
По-настоящему Билибин вернулся к жизни только в 1925 году, когда переехал в Париж и нашел себя в театральной жизни. Русскую оперу ставили и в Европе, и в Америке – и Билибин был востребован. Выходили новые книги, в том числе и на французском языке – например, сказки «Тысячи и одной ночи». Он создавал стиль русской оперы по всему миру. В эмиграции Билибин не бедствовал, но его мало что интересовало, кроме России, кроме бабушкиных сказок и старинных былин… И, когда до него дошли слухи о том, что СССР – не черная дыра, что там в почете литература и театр, что там помнят и ценят его графику – Билибин стал подумывать о возвращении.
В середине тридцатых Билибин создает панно (да не какое-нибудь, а про Микулу Селяниновича!) для советского посольства в Париже. Пришло время возвращаться на Родину… Приняли его в Ленинграде радушно. Он приехал на родную землю не умирать, а работать. К счастью, ему не вспоминали «белогвардейского» прошлого. Он снова нарасхват. Переиздаются классические «билибинские» сказки, признанные «золотым фондом». Он профессорствует в Академии художеств, сотрудничает с Александринкой и Мариинкой. Становится доктором искусствоведения. Иллюстрирует роман  «Петр Первый» Алексея Толстого.
В 1941 году  И.Я.Билибин отказался от эвакуации. Он ответил наркому просвещения: «Из осажденной крепости не убегают. Ее защищают». До последнего дня он работал  в Ленинграде над иллюстрациями к русским народным былинам, больной, голодный, умирающий, свято веря, что его Родина выстоит в войне. «Работа продолжается… Книга должна выйти, когда наступит победоносный мир. Книга о нашем эпическом и героическом прошлом…»,- говорил великий художник. Иван Яковлевич не сумел пережить первую блокадную зиму. Он ушел из жизни 7 февраля 1942 года. На Смоленском кладбище есть братская могила профессоров академии художеств, погибших в блокаду. Скромный и величественный камень. Имя Билибина значится там первым.

Материал подготовлен Ириной Яворской из открытых информационных источников

 

теги: .