Поэт славянской старины

23 июля 2016 года  исполняется 190 лет Александру Николаевичу Афанасьеву , известному русскому собирателю фольклора, исследователю духовной культуры славянских народов, историку и литературоведу.

А.Н. Афанасьев родился 11 (23) июля 1826 года в городе Богучар Воронежской губернии, где отец его служил уездным стряпчим. Отец высоко ценил образование и привил эту любовь детям. В семье Афанасьевых росло двое детей, Александр и его сестра, однако дети очень рано остались без матери.
Александр Афанасьев сначала обучался в воронежской гимназии, затем прибыл в Москву и поступил в Московский университет, где учился с 1846 по1849 г. на юридическом факультете и, в то же время, дополнительно слушал лекции Степана Шевырёва, Осипа Бодянского и Тимофея Грановского. Ещё будучи студентом, будущий литературовед начал сотрудничать в лучших в то время российских литературных журналах, таких как «Современник», и «Отечественные записки», в которых были напечатаны его первые литературоведческие статьи.
Становление молодого ученого
Окончив обучение в университете, в 1849 году А. Н. Афанасьев поступил на службу в московский главный архив Министерства иностранных дел, где в 1856 году стал начальником отделения, а вскоре правителем дел комиссии печатания государственных грамот и договоров, состоящей при архиве. В этой должности он работал до 1862 года.
Любитель старины, Афанасьев часто приобретал старинные рукописи и книги на толкучем рынке у Сухаревской башни; из находок получилась большая и ценная библиотека, из которой Афанасьев черпал сведения по истории русской культуры.
В журналах «Современник» , «Отечественные записки» , «Архив историко-юридических сведений о России», издававшемся редактором Калачовым, с 1849 по 1860г.г. и некоторых других изданиях им было опубликовано более 68 статей. Среди его работ было немало уникальных: первое мифологическое исследование «Дедушка домовой», «Ведун и ведьма», «Языческие предания об острове Буяне» , где он впервые развил свою натурмифологическую систему славянского мировоззрения, а также «Зооморфические божества у славян» и «Несколько слов о соотношении языка с народными поверьями»
В 1858—1859 годах А.Афанасьев издавал, к сожалению, не нашедший достаточной поддержки журнал «Библиографические записки», где опубликовал свои лучшие работы того времени: «Сатиры Кантемира», «Н. И. Новиков», «Литературная полемика прошлого столетия», «Русская книжная торговля» и другие.
В 1860 году ученым был издан в Москве сборник «Русские народные легенды», однако издание было изъято из продажи цензурой. Этот сборник включал 33 рассказа о жизни святых и Христа с точки зрения народа, некоторые оценки были нетрадиционны и расходились с оценками Русской православной церкви, вследствие чего книга А.Н.Афанасьеава по настоянию Святейшего Синода вскоре была запрещён.
Легенды с подобным содержанием, а также эротические сказки вошли в сборник «Заветные сказки», рукопись которого А. Н. Афанасьев тайно переправил в Европу. Этот или другой вариант рукописи сейчас хранится в институте русской литературы в Российской Академии наук.

В 1862 году вследствие неблагонадежности молодого ученого, в его квартире был произведён обыск. После этого Александр Николаевич вынужден был покинуть обеспечивавшую его службу. С трудом удалось Афанасьеву найти место секретаря сначала в Московской думе, а затем в мировом съезде. Но и в это время ученый и литературовед продолжал работать над своими исследованиями и трудами. В 1864-1865г.г.в журналах «Библиотека для чтения», «Филологические записки» и «Книжный вестник» появились его статьи:«М. С. Щепкин и его записки», «Поэтические предания о светилах небесных», «Народные поэтические представления радуги», «Сказка и миф».

В эти же тяжёлые для него годы, при самых неблагоприятных условиях Афанасьев закончил и издал главный труд своей жизни: «Поэтические воззрения славян на природу» (1865−1869г.г.), в котором он соединил и привёл в стройную систему всё, написанное им прежде, и всё наиболее важное, добытое трудами западных натур-мифологов. Историк и фольклорист, Александр Николаевич Афанасьев был глубоким исследователем славянских преданий, верований и обычаев. «Поэтические воззрения славян на природу» — фундаментальный труд, посвященный историко-филологическому анализу языка и фольклора славян в связи с языком и фольклором других индоевропейских народов. Книга Афанасьева является попыткой выявить живые связи языка и преданий.
В последние годы жизни А.Н.Афанасьев обратился к теме сказок в русском фольклоре, разбив их на детские и взрослые. Среди его последних трудов: «Русские детские сказки», изданные не только в России, но и за рубежом. Интерес исследователей привлекли«Русские заветные сказки»( русские народные сказки эротического содержания), которые впервые были изданы в Женеве в конце XIX века. Интересен факт, что вместо реального наименования издателя на ней значилось: «Валаам. Типарским художеством монашеской братии. Год мракобесия» и имелась пометка: «Отпечатано единственно для археологов и библиофилов в небольшом количестве экземпляров». В России эта книга впервые была издана лишь в 1997 году. Эпиграфом к ней вынесена цитата ,правда, вырванная из контекста из сказки «Странные имена»: « Что за стыдно? Украсть — стыдно, а сказать – ничего — все можно!
23 сентября (5 октября) 1871 года сорокапятилетний ученый Александр Николаевич Афанасьев умер от чахотки . Был похоронен в Москве на Пятницком кладбище. После его смерти осталось большое литературное наследие по русской фольклористике, легендам и сказкам, и память в сердцах людей, которые знали и любили глубоко русского ученого и исследователя.

.