Севастопольский причал капитана Веселкова

«Поветрь вам, поморы!» Так провожали встарь на промысел рыбаков поморской земли. «Поветрь» — это не только название попутного ветра, скорее – пожелание удачного плавания. Всю мудрость поморской земли, земли, подарившей нам выдающегося ученого Михаила Ломоносова, землепроходца и мореплавателя Семена Дежнева, Ермака — покорителя Сибири, с детских лет впитал в себя один из старейших капитанов рыболовецкого флота Никон Зосимович Веселков.
В апреле 2016 года ему исполнилось бы 110 лет. Он родился в деревне Долгое Приморского района Архангельской области в семье крестьянина-рыбака. При рождении нарекли его древним именем Никон, что означает «победитель».
Даже по деревенским меркам семья Веселковых была большая – одиннадцать человек. Так что к труду дети приучались сызмальства. В шесть лет Никон Зосимович уже вязал сети, знал счет до ста, чтобы не сбиться при подсчете ячей. В девять – впервые вышел с отцом в море. После окончания девятилетней школы в 1925 году пришло время идти на заработки, помогать семье, и он попробовал свои силы на лесопильном заводе – был «лесокатом». Недолго. В семье Веселковых все было связано с морем, и в 1926 году Никон Зосимович начал свой путь в профессию: работал в лоцманской службе Архангельска, одновременно поступил в Архангельский морской техникум на отделение судовождения. После окончания техникума работал в Мурманском траловом флоте. По служебной лестнице из-за нехватки кадров поднимался быстро: через три года стал старшим помощником капитана, через пять лет – капитаном.
Пройдут годы и его друзья посчитают, что морской профессии Н. З. Веселков отдал более 55 лет своей жизни, из них – 50 лет был рыбаком, 45 лет управлял судами с капитанского мостика и покинул его почти в 75 лет. За свою морскую жизнь он прошел расстояние, равное сорока земным экваторам, и четвертую часть из них – с тралом.
Дважды в его судьбу врывалась война. В начале финской кампании его рыболовный траулер вошел в состав Северного ВМФ как боевой тральщик, а капитан Веселков надел погоны капитан-лейтенанта. Начались боевые будни: рейды к побережью врага, разминирование , перевозка военных грузов и войск… За участие в боевой операции по взятию финского порта Петсамо Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1940 года Никон Зосимович был награжден орденом «Красная звезда». Так уж вышло, что первая награда человека мирной профессии оказалась боевой.
После демобилизации в апреле 1940 года он возвратился в траловый флот. Талантливого капитана вскоре забрали на работу в Москву начальником отдела флота и авиации «Главсеврыбпрома». Но началась Великая Отечественная война, и капитан Веселков вновь возвратился на боевой тральщик. В своей автобиографии Никон Зосимович так описывает задачи, которые ему приходилось решать в дни войны: боевое траление фарватеров, расстрел плавающих мин, перевозка и высадка десантов, снятие с боевых позиций раненых и доставка их в госпитали, подвоз боеприпасов и снаряжения, встреча и сопровождение союзных конвоев… В музее рыбаков экспонируется медаль «50 лет англо-американо-советской конвойной службы», которой Никон Зосимович был награжден в 1991 году. 16 орденов и медалей отмечают военную биографию Веселкова.
В марте 1943 года его тральщик был возвращен Министерству рыбного хозяйства, Никон Зосимович был списан на берег, но, поправив здоровье, снова попросился в море.
Послевоенная работа известного капитана отличалась тем, что его неоднократно назначали на руководящие должности (начальник Управления Архангельского тралового флота, зам. министра рыбной промышленности Литовской ССР), но нигде он подолгу не задерживался. Не потому, что не справлялся. Нет. Он снова и снова просился в море, на рыболовный траулер. В 1957 году вновь поднялся на капитанский мостик и больше его не покидал до выхода на заслуженный отдых.
В ноябре 1957 года на РТ «Петропавловск» в Архангельске Веселков начинает беспрецедентный в то время в траловом флоте эксперимент: внедрение на судне упрощенной системы хозрасчета, суть которого сам определил как достижение наибольших результатов при наименьших затратах. Вдумайтесь, как актуально с высоты сегодняшнего дня звучат слова капитана Веселкова, написанныев1963 году в его книге «Верным курсом»: «Необходимо постоянно совершенствовать методы добычи и обработки рыбы, бороться с простоями, максимально использовать промысловое время… Давать больше высококачественной и дешевой рыбы… На нашем судне строго учитывается каждая израсходованная копейка, каждая минута, мы подсчитываем, во сколько обошелся рейс. Постоянное сравнение расходов с доходами, стремление, чтобы доходы всегда были значительно выше – это и есть основа хозяйственного расчета». Для Никона Зосимовича все написанное было не только словами. Он стал автором более 200 рационализаторских предложений с экономической выгодой в несколько миллионов рублей. За каждое изобретение получал громадные по тем временам гонорары. Но…это было так в характере Веселкова – все деньги переводил вначале в фонд восстановления разрушенного войной хозяйства, впоследствии – в Фонд мира. За высокие показатели в работе, максимальный вылов рыбы, 13 марта 1963 года Никону Зосимовичу Веселкову было присвоено звание Героя Социалистического труда.
На РТ «Петропавловск» стремились попасть, там и заработки были выше, и условия труда лучше, капитан строгий, но понимающий человек, классный специалист.
В 60 лет, как и положено, капитан Веселков вышел на пенсию. Врачи советовали для поддержания здоровья перебираться на юг. Он и перебрался – в Севастополь. Только греть косточки на солнце не стал. Здесь, в Севастополе, «персональный пенсионер союзного значения» Веселков начинает новую страницу своей биографии. Он снова на капитанском мостике: вначале на РМТ «Лангуст», затем на РМТ «Аю-Даг» Севастопольского управления тралового флота, с 1971 года перевелся в «Югрыбхолодфлот» на ТР «Слава Севастополя». Это судно стало последним в биографии знаменитого рыбака. Это он не дал порезать на металл корабль, когда над ним нависла такая опасность. С карандашом в руках, с подготовленными экономическими выкладками доказал – судно после ремонта окупит все затраты и еще поработает. И своего добился.
Суровая природа Поморья оказывает влияние и на формирование характеров людей. Веселкова один из сыновей назвал «Ураганом под стальной крышкой». Друзья вспоминают, что Никон Зосимович был человеком эмоционально сдержанным, внутренне собранным, отзывчивым, скромным в быту, отличался потрясающей работоспособностью и отличной памятью. В 70 лет получил права на вождение автомобиля. Постоянно занимался физической культурой, поэтому даже в 75 лет легко взбегал по судовым трапам, без поблажек проходил медицинские комиссии. Тот, кто служил под его началом, не без улыбки вспоминают, что по утрам на судне он устраивал пробежки, вначале это воспринималось, как причуда, но вскоре к нему присоединились и другие члены экипажа. Свою влюбленность в жизнь он передал и своей жене Лидии Степановне, своим сыновьям – Михаилу и Алексею. Михаил работал в Архангельске инженером в «Экспортлесе», Алексей после смерти матери перебрался вместе с семьей к отцу в Севастополь из Петербурга, чтобы скрасить его горькое одиночество. Доктор физико-математических наук, зав. кафедрой физики СевНТУ, он ушел из жизни рано, в 57 лет, став исключением в семье долгожителей Веселковых. Никону Зосимовичу судьба отмерила 96 лет. Он ушел тихо, спокойно, с сознанием выполненного долга перед своими близкими, перед своей землей, перед своей страной. Человек-легенда, старейший в России капитан дальнего плавания, которого и сегодня вспоминают с большой признательностью и уважением.
«Поветрь вам, поморы!»,- говорят и сегодня в Архангельске, глядя вслед отходящему от причала рыболовецкому траулеру, с 2010 года носящему на борту имя «Капитан Веселков».


РЕКОМЕНДУЕМ РУБРИКИ:


Музей
Ветераны рыбной отрасли
Обновление экспозиции музея
Пополнение фондов музея

.