Спектакль «Старший сын» на сцене КИЦ

20 января на сцене Культурно-информационного центра московской театральной компанией «Свободная сцена» была представлена прославленная пьеса Александра Вампилова «Старший сын». Режиссёр спектакля –  Павел Сафонов.

Его новая постановка отличается от прочих представленных в разные годы.  Пьеса, всем, разумеется, хорошо известна, вряд ли в зале нашлось хотя бы с десяток человек, которые были бы не в курсе сюжета. Знаменитый телефильм Виталия Мельникова многим известен с детства, памятен по многократным повторам, на него просто невозможно не оглядываться, вновь обращаясь к истории семьи Сарафановых. Особенно в этом плане «достаётся», понятное дело, исполнителю главной роли – которого все волей-неволей примутся сравнивать с великим Евгением Леоновым. Нет, мы помним, конечно, в том фильме и Н.Караченцова с М.Боярским, и С.Крючкову с Н.Егоровой, но всё основное внимание забирал в той экранизации именно Леонов – невероятно трогательный, нежный, душевный. Вступить с ним в «соревнование», пусть и заочное, решится далеко не каждый артист. На этот раз рискнул Виктор Сухоруков – и не прогадал. Ему очень подходит эта роль – немного блаженного человека, брошенного женой и всего себя отдавшего детям. Не всё, конечно, получилось в жизни так, как он того хотел, и невозможно оказалось одинаково угодить и сыну, и дочери, — и вот они уже стремятся вылететь из родного гнезда, начать самостоятельную жизнь, причём вдалеке от собственного дома.
В постановке Виктор Сухоруков не играет ни советского гражданина, ни современного (время дано в спектакле довольно условно, особенно по части костюмов) – он решает своего Сарафанова как трагического персонажа вне времени, вне социальных примет. Потому-то он так отчаянно принимает ту «роковую случайность», что лежит в основе сюжета, – своего якобы «сына», внезапно объявившегося на пороге ночью.

Острожное недоверие, сменяющееся безграничным доверием, а затем почти мгновенно перетекающее в пылкую отцовскую любовь, — артист не боится столь резких эмоциональных перепадов, а напротив, весьма удачно использует их в свою пользу. Роль позволяет ему представить зрителю всю палитру своих возможностей, в которой находится место и забавной клоунаде, и яростному надрыву.

Также в спектакле заняты артисты Евгений Пронин (Бусыгин), Игорь Неведров (Васенька), Ольга Ломоносова (Макарская), Роман Полянский (Кудимов). Ансамбль получился из них слаженный, заслуживающий восторженных комплиментов и искренних аплодисментов севастопольского зрителя.

Фото Ирины Яворской

.