Царь — колокол. Гигант, который никогда не звонил

26 июля 287 лет назад — в 1730 году — российская императрица Анна Иоанновна подписала указ об отливке Успенского большого колокола, впоследствии получившего название Царь-колокол.
Колокол этот имеет весьма любопытную историю…
Вот уже более 150 лет у подножия колокольни Ивана Великого в Кремле  на белокаменном постаменте хранится уникальный памятник русского художественного литья XVIII века — знаменитый Царь-колокол. Еще в XVI-XVII веках в Москве, на  Пушечном дворе, отливали колокола больших размеров, которые не дошли до наших дней. Иногда они разбивались от времени, от слишком сильных ударов, но чаще всего получали повреждения во время пожаров. Так случилось и с Большим Успенским колоколом работы мастера Александра Григорьева, вес которого, по-видимому, достигал 8 тысяч пудов. Во время сильного пожара в Москве в 1701 году он упал и разбился на множество кусков. Позже было решено перелить его в новый колокол, увеличив при этом количество металла до 10 тысяч пудов. Согласно указу императрицы Анны Ивановны от 1730 года, отливка колокола возлагалась на Московскую канцелярию артиллерии и фортификации. Вести работу по проектированию и отливке колокола было поручено московскому мастеру Ивану Федоровичу Моторину, потомственному литейщику.
Первая попытка отлить колокол окончилась неудачей. Вышли из строя литейные печи, вспыхнувший в Кремле пожар повредил деревянные конструкции. Восстановительные работы продолжались до ноября 1735 года. В это время умирает Иван Моторин. Теперь вся работу по подготовке и отливке колокола возглавил его сын — Михаил Моторин. Наконец, 25 ноября 1735 года Царь-колокол был отлит. На весь процесс отливки потребовался всего 1 час 12 минут.

Габариты Царь-колокола весьма внушительны: вес его — более 200 тонн, высота — 6 метров 14 сантиметров, диаметр 6 метров 60 сантиметров. Царь-колокол после своего отлития до весны 1737 года находился в родной своей яме, покоясь на железной решетке, утвержденной на двенадцати дубовых сваях, вбитых в землю. Над ямой находился деревянный сарай для прикрытия колокола. Весной упомянутого года, 29 мая, в Москве сделался страшный пожар, известный под названием Троицкого. Распространяясь со страшной быстротой, пожар охватил и кремлевские здания. Загорелась, разумеется, и деревянная постройка над ямой, в которой стоял Царь-колокол: в яму начали падать горящие бревна. Сбежавшийся народ, чтобы спасти колокол, за который боялись, что он расплавится, стал изо всех сил заливать водой раскаленный металл. Огонь потушили, но испортили колокол: один его край не выдержал резкого перехода от раскаленности к охлаждению и откололся. Вес этого куска 11,5 тонн. Это увидели, когда стали расчищать яму.
С того времени до 23 июля 1836 года колокол находился  в земле.
Удивительно красива форма Царь-колокола, а чеканные украшения на нем поражают своим богатством и разнообразием. Центральное место в декоре занимают изображения императрицы Анны Ивановны, по велению которой был отлит этот колокол, и царя Алексея Михайловича, напоминающее о том, что новый колокол был перелит из более древнего, отлитого еще в XVII веке во время его правления. На теле Царь-колокола — надписи об истории его создания, овальные медальоны с изображениями святых, фигуры ангелов, три пояса растительного орнамента. Под изображением императрицы Анны Ивановны вылита надпись: «Лил сей колокол российский мастер Иван Федоров сын Моторин с сыном своим Михаилом Моториным».

Царь-колокол почти 100 лет лежал в земле.  В 1836 году при императоре Николае Павловиче его подняли и установили на постаменте в Кремле как памятник великому искусству русских мастеров литейного дела.

Материал подготовлен Н.Рачок  из открытых источников сети интернет

теги: .