Вместе со всей Россией отмечаем День трезвости

11 сентября в России отмечается День трезвости и здорового образа жизни. Каковы истоки этой даты? И есть ли на древней русской земле такое понятие как пьянство? Какова на самом деле культура пития у славян?     

Когда именно появился алкоголь, сказать сложно. Однако вполне можно предположить, что он не намного моложе самого человечества.

За три, четыре тысячи лет до новой эры в Древнем Египте знали вкус виноградного вина и пива. В Греции культ вина проповедовался настолько широко, что на праздненствах рядом со статуей Диониса (бог виноделия), какой-то остряк стал ставить и Афину (богиня мудрости), убеждая греков, что от вина ум человека становится острее и гибче.

Литературные памятники донесли до нас невоздержанность в употреблении вина в Древнем Риме. «У самых цивилизованных и просвещённых народов очень принято было пить», — вывел в своём трактате о пьянстве философ Монтень. Нет, не было народа и государства как на Западе, так и на Востоке, которые не испытывали бы тягу к вину.

Правда, нужно заметить, что уже тогда понимали, что пьянство является общественным недугом и подлежит врачеванию в рамках государства. Пьянство с древнейших времён не являлось прерогативой какой-либо страны или национальности. Сметая на своём пути этнические и государственные границы, оно не обошло ни одну страну, ни один народ.

А была ли пьяной древняя Русь? До X века русичи не знали пьянящего виноградного вина, варили пиво, изготовляли брагу и квас, медовуху. Эти лёгкие напитки приносились в качестве угощений на пирах, вызывая у пьющих весёлость, не переходившую в тяжёлое опьянение.

Напротив, в Западной Европе средневековье отмечено повсеместным ростом употребления не только вина и пива, но и крепких спиртных напитков. Глядя на всенародную страсть к пьянству, поразившему все сословия, папский посол Антоний Компаниус горько воскликнул: «Здесь бытие — лишь питие». Дипломат не был далёк от истины. Общественное сознание тех лет не осуждало пьянства.

В России производство крепких напитков приходится лишь на рубеж XV-XVI веков. Появление водки зафиксировано примерно этим временем. Поначалу ее употребляли исключительно как лекарственное средство.

В середине XVI века, по распоряжению Ивана Грозного, в России появляются питейные заведения, кабаки. С этого момента  государство стало монополистом в этой области и получало от нее огромный доход в казну.

В середине ХVII в. во многих городах России из-за неспособности городской бедноты вернуть долги кабакам и резкого снижения качества спиртных напитков  возникают «кабацкие бунты». Для подавления этих бунтов царю зачастую приходилось использовать войска. После этого государство начало  принимать активные меры против пьянства русского народа.

Борьба с пьянством и самогоноварением в Советском Союзе была абсолютно бесполезной. С этим пороком советского общества боролись вожди разных эпох: Ленин, Сталин, Хрущёв, Брежнев и Горбачёв, однако ни один из них так и не добился желаемого результата…

Но одним из самых ярых борцов за трезвое общество был отец перестройки Михаил Горбачёв. С его подачи 16 мая 1985 г. в СССР был принят закон «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения». В народе как только его не называли – и «горбачёвский указ», и «сухой закон», и «наполовину сухой закон»…

История Дня трезвости началась очень давно, еще 100 лет назад, в Петербурге. В далеком 1911 году 34 человека, представители интеллигенции, организовали Всероссийский трудовой союз христиан-трезвенников. Его члены пропагандировали здоровый образ жизни и абсолютный отказ от алкогольных напитков. Девизом Союза стал лозунг «Счастье народа – в трезвости!», под которым впоследствии и стало проводиться торжество, названное Днем трезвости.

После 1917года Советская власть наложила запрет на празднование. Возобновилась традиция только в 2005 году.

Приверженцы здорового образа жизни считают, что алкоголизм – бич современности, поэтому празднование такого события очень целесообразно и важно. Не только в нашей стране, но и  во всем мире алкоголизм набирает обороты, причем такими темпами, что становится своего рода социальной катастрофой. По этой причине социальные институты самыми разными способами пропагандируют идею здорового образа жизни, идеи высших ценностей для человека (семья, дети, друзья, религия, саморазвитие, спорт и т. д.).

Задача социальных институтов состоит не просто в том, чтобы донести до основных масс, что алкоголь – это плохо. Это и так знают многие. Важно показать, что человек получает взамен, если ведет трезвый образ жизни, и что, наоборот, теряет, если пьет.

.