“Я верю, Камышовая и дальше будет процветать”

Эти слова принадлежат сильному, светлому, красивому человеку, Александру Павловичу Сигаеву, в 1960-х годах – главному инженеру СУОР, «Югрыбхолодфлота», СПОРП «Атлантика». 22 года его трудовой деятельности были связаны с капитальным строительством в бухте Камышовой.
И если мера бессмертия человека определяется тем, что остается от него потомкам, то можно смело утверждать – Камышовая бухта, с ее промышленными и социально-культурными сооружениями, всегда будет связана с именем Александра Сигаева.
31 июля 2013 года Александру Сигаеву исполнилось бы 90 лет. Почти 14 лет его нет с нами. Но здесь, в Камышах, все несет на себе отпечаток его труда. Он был назначен главным инженером СУОР 1 июля 1961 года(переведенвСевастополь с должностизаместителя начальника управления мясомолочной продукции Крымского Совнархоза). В своих воспоминаниях Александр Павлович так пишет об этом времени: «Начало шестидесятых годов…В Камышовой находились старый небольшой рыбный цех ялтинского рыбкомбината, недостроенные судоремонтные мастерские феодосийской моторно-рыболовной станции для ремонта средних сейнеров рыбколхозови небольшойограждающиймол.Недалекоотберега расположился рыбацкий поселок переведенного из Балаклавы рыбколхоза, один квартал двухэтажных домиков… Невдалеке стояло двухэтажное здание будущегоуправления«Югрыбхолодфлот». В другом двухэтажном зданиирасположилосьуправлениеокеаническогорыболовства, в нембылиразмещенытакжепочта, портнадзор, радиоцентр, лаборатория и поселковыйсовет на общественных началах. В дневноевремя в поселок ходилнесколько раз небольшой автобус»
Вотнаэтойземлеипредстояловозводитькрупнейший рыбохозяйственный комплекс. В этот период сыновья и жена редко видели Александра Сигаева дома. Задача стояла не просто обеспечить добычу рыбы судами нового управления, но и одновременно создать мощную береговую базу. Именно Александр Павлович выступал в роли заказчика всех сооружений: судоремонтного и рыбоконсервного заводов, холодильника, железнодорожной ветки. Добивался выделения средств, заключал договоры с подрядчиками, принимал готовые объекты, организовывал эксплуатацию и ремонт судов. А сколько усилий было приложено для строительства поликлиники, школы, жилых домов, Дворца культуры рыбаков¼ Друзья вспоминают, как Сигаевым была заказана для ДКР красивейшая люстра из опалового стекла, которая и сегодня является украшением Дворца. Так хотелось, чтобы Дворец оставлял ощущение радости. Но вышло так, что смета была превышена на несколько тысяч рублей. Бухгалтерия была неумолима. В итоге- начет на заказчика, который Александр Павлович безропотно погашал. Что деньги? А вот красота вечна! Галина Сергеевна Любимова, друг семьи Сигаевых со студенческих лет, вспоминает: «Александру Павловичу доставалось и за мрамор, которым были облицованы холлы и фасад дворца. Превышение сметы покрывал из собственного кармана. Но упрямо повторял: «Не для себя стараюсь, строил и буду строить на века»
Я беседую с внучками Александра Павловича Женей и Ладой. Когда они говорят о деде, у них горят глаза. Деда давно уже нет рядом с ними, а они говорят о нем, как о живом. Это дорогого стоит. Каким запомнился? Умел принимать решения и брать ответственность на себя, умел гасить конфликты. С ним было надежно и просто. А еще был потрясающим оптимистом, жизнелюбом. Они, кажется, знают о нем все. Как семнадцатилетним выпускником сельской школы приехал в 1940 году в Москву поступать в Институт рыбной промышленности, как на первом же вступительном экзамене влюбился в будущую сокурсницу и, как оказалось,- на всю жизнь. Как в 1941-ом рыл окопы под Смоленском, был вместе с институтом и молодой женой эвакуирован в Тобольск, где устроился на работу мастером по обработке рыбы – надо было кормить семью. В Тобольске в 1943 был призван в действующую армию,направлен во Владимирское пехотное училище, а после его окончания – на фронт. Я держу в руках нашивки о ранениях: две красные – легкие ранения, одну желтую – тяжелое. Перед этим ранением на груди младшего лейтенанта, командира взвода Сигаева уже блестел орден Красной Звезды, его блеск и привлек внимание вражеского снайпера. Пуля пробила плечо с выходом под лопатку. Из госпиталя выписался инвалидом второй группы.
Институт Александр Павлович окончил уже после войны. Совмещал учебу с работой. Это поразительно, как он все успевал: учиться, работать, воспитывать сыновей, Валерия и Ростислава.Александр Павлович воспитал их достойными людьми: Валерий, старший, является сегодня преподавателем физики в СевНТУ, Ростислав- долгие годы бороздил воды океана на севастопольских рыболовецких судах, в январе 2013 г. вышел на пенсию. Оба сына обзавелись семьями, покинув родительский дом. А семейное гнездо Сигаевых опустело в декабре 2011 года, когда ушла из жизниГалинаИннокентьевна,вернаяспутницажизниАлександра Павловича.
Квартира Сигаевых напоминает музей. Гордость семьи – библиотека, которую начали собирать еще студентами, занимает все стены комнат. Здесь русская и зарубежная классика, книги по географии, по истории, по искусству. Семья много путешествовала, объездила все республики бывшего СССР и из каждой поездки привозили путеводители по музеям, открытки, значки. Александр Павлович был неутомимым коллекционером, собирал не только книги. Есть коллекции открыток, марок, конвертов, значков. А во время двухлетней командировки на Кубу возникла коллекция сигарных наклеек.Все коллекции в идеальном порядке. Как только времени на все хватало. Дни были загружены до предела и после выхода на пенсию: Александр Павлович возглавил дачный кооператив, активно работал в обществе филателистов, воспитывал внуков. Да мало ли еще дел найдется у человека такого мощного темперамента, влюбленного в жизнь, прошедшего по ней с гордо поднятой головой! О друзьях и сослуживцах помнил всегда, к нему тянулись люди, да и он без друзей не мог, хотя никогда ни перед кем не заискивал, в глаза говорил правду, какой бы неприятной она ни была. Сигаев всегда любил Камыши.
«Когда я сейчас выезжаю в родную для меня Камышовую, то ощущаю радостное волнение с увлажненными глазами»,- написал он уже на пенсии. Думается, что в родной ему Камышовой должны были бы появиться улица, проезд или переулок, названные именем человека, отдавшего возведению микрорайона лучшие годы своей жизни, свою энергию, свой титанический труд, человека, который с гордостью писал о себе и своих сверстниках: «Наше поколение честно и добросовестно трудилось во славу нашей Родины».
Т.Е. Тимофеева, заведующая Музеем рыбаков

РЕКОМЕНДУЕМ РУБРИКИ:


Музей
Ветераны рыбной отрасли
Обновление экспозиции музея
Пополнение фондов музея

.