Юрий Герман — писатель своего поколения

Юрий Петрович Герман  — прозаик, драматург, кинодраматург, публицист, Лауреат Государственной премии второй степени (1948, за сценарий фильма «Пирогов»), Кавалер ордена Трудового Красного знамени   родился 4 апреля 1910 года в Риге.Его отец Павел Николаевич был поручиком, а мать Надежда

Константиновна преподавала русский язык. Во время Первой Мировой войны в 1914 году Павел Герман был мобилизован в действующую армию, и Надежда Константиновна отправилась сестрой милосердия с мужем на фронт, взяв с собой сына. Детство Германа прошло в отцовском артиллерийском дивизионе, вместе с отцом он прошёл Гражданскую войну и закончил школу в Курске.

Четырнадцатилетний Юрий служил суфлером в театре, играл маленькие роли, участвовал в самодеятельности. Учась в школе, он напечатал в газете «Курская правда» свой первый рассказ «Варька». Также он писал очерки, фельетоны и статьи. Юному автору в тот момент было всего шестнадцать лет.

Переехав в город Дмитров, Юрий Герман стал руководителем драматического кружка молодежи. Там он написал свою первую книгу — роман «Рафаэль из цирюльни», который позже был напечатан в Москве. Понимая необходимость профессионального образования, Юрий поехал в Петербург и поступил в училище сценического искусства, готовившее руководителей народной самодеятельности, а в свободное время писал, печатая свои заметки в местном журнале «Юный пролетарий». В 1931 году он написал роман «Вступление»,

 

разгромленном позже в «Литературной газете». Поддержка Горького сыграла свою роль — разгромные статьи забылись, и началась жизнь в высшем литературном свете. И вскоре в 1934 году вышел в свет новый роман Германа «Бедный Генрих», который во время войны немцы сжигали на площадях.

В 1936 году вышел в свет роман Германа «Наши знакомые», а в 1937-1938-х годах писатель написал повести «Лапшин» и «Алексей Жмакин».  Образы Лапшина и Жмакина возникли вновь в сценарии к кинофильму «Верьте мне люди», снятом в 1964 году. Кинофильм по повести «Лапшин» его автор — сын писателя режиссер Алексей Герман назвал «Мой друг Иван Лапшин».

Годы Великой Отечественной войны Юрий Герман провел при Политическом управлении Северного флота и на Беломорской военной флотилии в качестве военкора ТАСС и Совинформбюро.

Писатель подружился с журналистами «Правды Севера» и «Северной вахты», писал очерки и статьи для ТАСС, корреспонденции, заметки, находил время для написания рассказов и повестей. За годы войны он написал несколько повестей «Би хэппи!», «Аттестат», «Студеное море», «Далеко на Севере» и пьесы «За здоровье того, кто в пути», «Белое море». Главы повести «Би хэппи!» («Будь счастлив!») печатались в военной газете. А в августе 1942 года повесть, написанная в форме дневника переводчицы Лахониной,

 

вышла отдельной книгой в архангельском издательстве. После поездки на Карельский фронт зимой 1942-1943 годов появилась на свет новая повесть Юрия Германа «Далеко на Севере», также написанная в дневниковой форме.

Писателя увлекла тема проводки караванов. Герман написал пьесу, которая первоначально называлась «Конвой». Но потом автор изменил ее название, и на архангельской сцене она шла под названием «За здоровье того, кто в пути». Прототипом главного героя этой пьесы стал друг писателя капитан транспортного судна Гогитидзе. Когда его судно шло в составе каравана из США в Архангельск, экипаж открыл орудийный и пулеметный огонь по вражеским самолетам и отогнал их, спасая ценный боевой груз. Премьера пьесы состоялась 23 февраля 1943 года.

В Архангельске Юрий Герман заинтересовался событиями войны русских со шведами. Он находил время просматривать архивные материалы, прочитал немало книг о Петре Первом на Севере, о строительстве

 

Новодвинской крепости, о Соломбальской и Вавчугской верфях, изучил культуру и быт Петровской эпохи. Изученный материал привел к созданию пьесы о кормщике Иване Рябове, а впоследствии и романа о подвигах моряков-северян в борьбе со шведами.

На Севере Герман написал несколько очерков, рассказывающих о зарождении русского морского флота и о его победах. В октябре 1943 года в кругу писателей и журналистов Юрий Павлович прочитал пьесу «У самого Белого моря», в которой перед слушателями предстали Петр Первый, лодейный кормщик Иван Рябов, строители и защитники Новодвинской крепости. Премьера пьесы, названной впоследствии «Белое море», состоялась на архангельской сцене в октябре 1944 года. Успех вдохновил писателя, и он приступил к работе над романом «Россия молодая». В мае и октябре 1945 года в газете «Правда Севера» были опубликованы его первые главы. Герман писал это произведение в течение восьми лет. Юрий Герман пробыл на Севере четыре года и всегда с добрым чувством вспоминал об этой поре. «Север, — говорил он, — обогатил меня как писателя».

 

После войны Юрий Герман вернулся в Ленинград и написал киносценарии «Пирогов», «Дело Румянцева», «Белинский» и «Дорогой мой человек». «Несколько дней».

В 1949 году в первом номере начала печататься повесть Юрия Германа «Подполковник медицинской службы», положившая начало циклу произведений писателя о врачах в годы Отечественной войны.

В 1952 году Юрий Герман закончил создание романа «Россия молодая». По этому роману режиссером Ильей Гуриным был поставлен многосерийный художественный фильм.

Впоследствии Юрием Германом был создан роман-трилогия «Дело, которому ты служишь». В трилогии писателя нашли художественное воплощение его впечатления во время службы на Северном флоте в годы войны. Вторая книга трилогии раскрыла героизм северных моряков, ходивших в конвоях.  Заключительная

 

часть этой трилогии — «Я отвечаю за все» — была опубликована в 1964 году. Юрий Герман заканчивал ее, будучи смертельно больным.

Германом был задуман сценарий о главном хирурге 32-й армии Стучинском, который после тяжелого ранения руки отчаянно боролся, чтобы вернуться в строй. После пяти операций неврома кисти, та самая, что впоследствии будет мучить героя его трилогии Владимира Устименко, стала отступать. Три пальца левой руки были покалечены, но все-таки существовали. 19 сентября 1949 года главный врач киевской клиники Джанелидзе дал Стучинскому характеристику: «Борис Григорьевич Стучинский — хирург с большим клиническим опытом и блестящей хирургической техникой. Несмотря на тяжелое ранение, он с

 

исключительной настойчивостью разработал свою левую кисть и так же прекрасно оперирует, как и до ранения». Когда Герман прочел эту характеристику, то решил написать сценарий об этих двух врачах — Иустине Джанелидзе и Борисе Стучинском. Иосиф Хейфиц рассказывал: «Я спросил как-то Юрия Павловича Германа: «Не надоело ли вам писать о врачах?» Он ответил: «Нет. Потому что в людях этой профессии наиболее ощутима, эмоционально ясна гуманистическая цель борьбы за человеческую жизнь, за полноценность человеческой натуры, за будущее дело, которому мы служим».

Написать этот сценарий Юрий Павлович не успел. Он умер 16 января 1967 года в Ленинграде и был похоронен на Богословском кладбище.

Торжественное открытие фестиваля «РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ»

4 мая в Культурно — информационном Центре стартовал городской фестиваль «РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ», посвящённый 72-ой годовщине Великой Победы и 73 –ей годовщине освобождения Севастополя от немецко – фашистских захватчиков.

Далее…

Воскресный вечер в КИЦ был посвящен памяти Евгения Евтушенко

Апрельская творческая встреча поэтического театра « Башни из слоновой кости» была посвящена памяти поэта-шестидесятника Евгения Евтушенко. В этот вечер каждый из пришедших в Культурно-информационный центр писателей , музыкантов, общественных деятелей говорил о своем восприятии человека, который позволил себе утверждение « Поэт в России больше, чем поэт».Творческий вечер второго апреля художественный руководитель театра «Психо Дель Арт», он же куратор проекта «Башни из слоновой кости» Андрей Маслов открыл трогательными словами о том, что из жизни ушел последний из поэтов-шестидесятников Евгений Евтушенко, а вместе с ним ушла целая эпоха, наполненная элегантными женщинами и дон-кихотствующими мужчинами, прекрасными спорами о главентстве лириков над физиками, бьющими через край строками в стихах и прозе , с живописных полотен о том, что жизнь прекрасна и ничего лучше в этом мире быть не может…

Для каждого из писателей , людей неординарных и , безусловно, воспринимающих многие события по-особому, было свое восприятие великого советского поэта. И каждый из них вспоминал любимые и такие близкие строки из его стихов. Для Павла Любимого это были слова:
«Дай Бог, слепцам глаза вернуть и спины выпрямить горбатым.
Дай Бог, быть Богом хоть чуть-чуть, но быть нельзя чуть-чуть распятым…
И в этом он был солидарен с А.Масловым. Журналист и бард Владимир Губанов, исполняющий собственные стихи под аккомпанемент гитары, практически пропел в микрофон:
« Идут белые снеги, как по нитке скользя…
Жить и жить бы на свете, да, наверно, нельзя…»
Каждый из выходящих на сцену делился своими мыслями и чувствами о пережитом. Для Татьяны Радионовой Е.Евтушенко был частью времени, в котором ей довелось родиться, его стихи она читала с особым пониманием происходящего в них.
В этот памятный вечер перед собравшимися раскрывались новые звезды, молодая актриса Анастасия Гончарова, юная поэтесса Юлия Орлова. Накопленным житейским опытом и мудрыми мыслями со слушателями делились маститые поэты Валерий Гаевский, Татьяна Шорохова, Виталий Фесенко и Александр Федосеев. Настоящим откровением стало необычное выступление гостьи из Санкт-Петербурга Ольги Зерновой. Она поразила игрой на тибетских чашах и пением, напоминающем шаманские обряды. Воспользовавшись предложением закрыть глаза и представить что-то соответствующее услышанному, я лично увидела фрагменты своего достаточно счастливого веселого детства и юности, перед глазами вереницей прошли близкие и родные для той поры лица. Сигнал колокольчика вывел из состояния короткого забытья…

« Башни из слоновой кости» в этот вечер я покидала с щемящим чувством потери большого поэта и открытия новых имен. В руках я уносила томик «Избранной лирики» Евгения Евтушенко. Павел Любимов благосклонно отнесся к моей просьбе почитать милые сердцу строки на сон грядущий. Засыпала я в этот день под строки, посвященные одной из любимых женщин поэта :
Со мною вот что происходит:
Ко мне мой старый друг не ходит,
А ходят в праздной суете
Разнообразные не те…
Марина Сидорец.
Фото Ирины Яворской

Весенний курсантский бал прошел в КИЦ

Классическая музыка, роскошные наряды, изысканные манеры и военная выправка, — весенний бал курсантов Черноморского высшего военно-морского училища им.П.С.Нахимова  собрал  2 апреля  в  малом концертном зале Культурно-информационного центра  свыше  300  участников.

Честь открытия бала была предоставлена  капитану 1 ранга Андрею Николаевичу Палию, заместителю начальника училища по работе с личным составом.

Распорядитель бала Светлана Комаркова, руководитель школы исторического бального танца «Ангаже»  предоставила возможность погрузиться в атмосферу роскошного праздника в стиле  танцевальных вечеров Русской Империи XIX века.

Курсанты  вместе  с очаровательными  девушками  в роскошных нарядах  блистали на паркете. В танцевальную программу вошли  полонез, вальс -бостон, английский медленный вальс, богемская  полька, триплет голоп кадриль и многие другие.

Достойным украшением программы стали выступления гостей бала: студии академического бального танца «Реверанс» Крымского кадетского корпуса (г.Алушта), солистов  Севастопольского академического театра танца заслуженного артиста АР Крым    Артема Геруса и Светланы Комарковой, вокального ансамбля «Золотые эполеты» ЧВВМУ им.П.С.Нахимова.

Бал всегда был самым ярким светским событием. Остается он таковым и сейчас. Благодаря плодотворному сотрудничеству Культурно-информационного центра и командования ЧВВМУ им.П.С.Нахимова такие танцевальные вечера стали традиционными. За весомый  личный вклад в  развитие  культурно-гуманитарного сотрудничества, патриотическое  и эстетическое воспитание курсантов   директор КИЦ Татьяна Зенина была награждена памятной  юбилейной медалью ЧВВМУ им.П.С.Нахимова, а  начальник организационно-технического отдела КИЦ Татьяна Янгольд  была отмечена  юбилейным нагрудным знаком.

Ирина Яворская

Фото Екатерины Мокрецовой