Архитектура музыки

29  февраля  руководитель  инструментальной  группы  — студии «Fusion Orchestra » Дворца культуры рыбаков  Сергей Богдан провел мастер —  класс «Лады в музыке».

  Известный композитор, певец, мультиинструменталист,  автор песен, музыкант — экспериментатор Фрэнк Заппа  утверждал: «Говорить о музыке — все равно что танцевать об архитектуре». Тема «Лады в музыке»  и сложная, и весьма интересная одновременно.

В процессе  общения с  С. А.Богданом  участники  мастер-класса  усвоили, что лады — один из центральных терминов в теории музыки. Понимание, как они строятся, и умелое их использование открывают перед музыкантом неограниченные возможности. И часто объяснить, как именно создаётся интересный переход в той или иной композиции, невозможно — если человек не понимает, что такое лад. Но есть загвоздка: термин «лад» сами музыканты употребляют, зачастую имея в виду совсем не одно и то же, вкладывая в это понятие разный смысл.

«В современной музыке появились новые лады — например, блюзовый. Более того, возник особый жанр — модальный джаз. Майлз Дэвис, например, называл модальную музыку «отклонением от нормальной гаммы из семи нот, где каждая нота как бы не в фокусе». И говорил, что «идя в этом направлении, ты идешь в бесконечность». Суть в том, что тональный и модальный принципы вовсе не исключают друг друга. Модальность — это как бы еще один слой, который накладывается на привычный нам «мажор/минор». И использование различных модальных ладов меняет окрас музыки. Зная  ладовые особенности, можно добиться интересного звучания, если вы пишете музыку», —  рассказал С.Богдан.

Окрас, настрой, характер — вот те признаки лада, которые мы слышим, но зачастую не осознаем этого. Часто в песнях нас цепляют именно модальные обороты, потому что они необычны. Слух, воспитанный на классической музыке, задевает за живое этот отход от повседневности. Всё это и многое другое открывается, когда понимаешь язык музыки. Если, конечно, настроиться на нужный лад. У нас это получилось!

Ирина Яворская

Фото Екатерины Мокрецовой

теги: .