Киноистория «Дамы с собачкой»

Ровно 60 лет назад, 28  января  1960 года, на  экраны  кинотеатров страны  вышел  фильм «Дама с собачкой».  Начало истории одной из лучших экранизаций  произведения А.П.Чехова весьма прозаично. Приближалось 100-летие со дня рождения писателя, и руководство киностудии «Ленфильм» не стало нарушать традицию постановок «к датам». Впрочем, обо всём по порядку…..Поручили съемки фильма мэтру советского кино Иосифу Хейфицу. Он согласился не раздумывая, но скоро пожалел об этом: перечитав рассказ «Дама с собачкой», режиссер понял, что перенести этот сюжет на экран будет крайне сложно, ведь весь Чехов – не во внешнем действии, а в подтекстах и полутонах. Однако Хейфицу все же удалось создать психологически глубокую, тонкую и пронзительную киноверсию литературного шедевра. Свое решение впервые взяться за экранизацию русской классики режиссер объяснял так: «Чехов видел в обычном необычное. Эта черта его творчества близка и понятна мне… Кроме того, в этом рассказе выражены нестареющие призывы к красоте человеческих отношений. И думается мне, что они и сейчас могут прозвучать вполне современно». И конечно же, режиссер знать не знал, ведать не ведал, что впоследствии критики назовут его  фильм выдающимся, открывающим новый этап кинематографического прочтения Чехова, событием русской культуры.
В начале лета 1959 года  съемочная группа приехала в Крым, в Ялту, и пробыла там до осени. Главные роли достались  звезде советского кино Алексею Баталову и никому не известной выпускнице факультета журналистики МГУ Ие Саввиной. Работала съемочная группа только по утрам – в ранние часы на набережной было не так много народу. Но тем не менее желающие получить автограф у Алексея Баталова всегда находились и в это время. На тот момент актер уже был безумно популярен, после выхода фильмов «Большая семья», «Мать», «Летят журавли» и «Дорогой мой человек», где  он исполнил главные роли.

Ия Саввина часто участвовала в постановках студенческого театра МГУ и в шутку называла себя «лучшей актрисой среди журналистов». Там ее и увидел Алексей Баталов и посоветовал режиссеру обратить внимание на непрофессиональную актрису – на сцене она была очень органичной. Актер рассказывал: «…когда я увидел на сцене Саввину, сразу почувствовал: она – это нечто особенное. Ия не из тех эффектных женщин, глядя которым вслед мужчины сворачивают головы. Она абсолютно простая, и красота у нее другая. Но взгляд почему-то останавливался именно на ней». И.Хейфиц доверился интуиции Баталова и утвердил дебютантку на главную роль. На съемках начинающей актрисе  не делали никаких поблажек. Иногда режиссер, добиваясь максимально правдоподобного поведения актрисы на съемочной площадке, специально доводил ее до слез, а потом давал команду «Мотор!» После таких встрясок Ия долго не могла прийти в себя, и Хейфиц отпаивал ее чаем и утешал. Но благодаря этому родились самые пронзительные сцены в фильме. «Дама с собачкой» стала настоящим триумфом для Ии Саввиной. О талантливой дебютантке заговорили не только в СССР, но и за рубежом.

«Антон Чехов и дама с собачкой» — бронзовая скульптурная композиция открыта в центре ялтинской набережной в 2004 г.

Фильм получил несколько престижных премий: на Международном кинофестивале в Каннах в 1960 году  И.Саввина была удостоена специальной премии, а режиссеру достался Приз «За гуманизм и исключительные художественные качества», в том же году в Лондоне  И.Хейфиц получил почетный диплом за режиссуру, а в 1961 году Британская киноакадемия присудила «Даме с собачкой» диплом «За изобразительное решение фильма».

Классик мирового кинематографа Федерико Феллини признавался, что пересматривал «Даму с собачкой» несколько раз,  звезда итальянского кинематографа Марчелло Мастроянни говорил, что счел бы за честь сыграть в таком фильме. В 2004 году  во время проведения  V  Международного телекинофорума в Ялте на набережной открыли памятник А.П.Чехову и его знаменитой героине – Даме с собачкой.

Материал подготовлен И.Яворской с использованием открытых информационных источников

теги: .