Композитор пушкинской эпохи ( к 230-летию со дня рождения А.А.Алябьева)

Александр Александрович Алябьев — русский композитор, пианист, дирижер.В XIX веке пользовался большим успехом, написал около 200 романсов, 6 опер, 20 музыкальных комедий, множество других музыкальных произведений. Среди лучших произведений Алябьева — романсы «Соловей» на слова А. А. Дельвига, «Зимняя дорога», «Два ворона» на стихи А.С.Пушкина, «Вечерний звон» на слова И. Козлова, «Нищая» на стихи П. Беранже в переводе Дмитрия Ленского.

Родился 4 августа 1787 года в Тобольске. Происходил из старинного дворянского рода. Отец Алябьева дал сыну хорошее домашнее воспитание. Свое образование А.А.Алябьев закончил в Московском университетском пансионе. Добровольцем участвовал в Отечественной войне 1812 г., дойдя до Парижа.

В 1823 г. вышел в отставку подполковником и начал серьёзно заниматься музыкой. В том же году Алябьев написал оперу «Лунная ночь или Домовые», сразу же поставленную в Петербурге. В 1825 г. совместно с А. Н. Верстовским создал пролог «Торжество муз» к открытию Большого театра и музыку к водевилю Н. И. Хмельницкого «Новая шалость или Театральное сражение».

Вскоре в его жизнь вмешалась трагическая случайность: он был несправедливо обвинён в убийстве во время карточной игры и сослан в Тобольск, откуда переведён сначала на Кавказ, а затем в Оренбург. Только в 1843 г. Алябьев получил разрешение вернуться в Москву.

В годы ссылки композитор записал много кавказских, башкирских, киргизских, туркменских и татарских народных песен, открыв одним из первых эту область национального фольклора для русских музыкантов.

Он продолжал писать оперы и оперетты, однако наибольшую известность приобрёл как мастер романса. Им создано свыше 150 романсов и песен. Алябьев раньше многих композиторов обратился к поэзии А. С. Пушкина, положив на музыку такие стихотворения, как «Я вас любил…», «Увы, зачем она блистает…», «Зимняя дорога» и др. Кроме того, ему принадлежат романсы «Вечерний звон», «Вечерком румяну зорьку…», «Я вижу образ твой…», «Нищая».

Истинную славу автору принёс «Соловей» на стихи А. А. Дельвига. Он стал любимым романсом у нескольких поколений исполнителей и слушателей.

Жизненный путь Алябьева оборвался в Москве, на 63-м году жизни композитора, 22 февраля (6 марта) 1851 года.

Значение Алябьева в истории русской музыки, главным образом, в его романсах. В своих романсах Алябьев обнаружил несомненный мелодический дар. Мелодии его красивы и задушевны. В романсах Алябьева отразился дух времени. Большая их часть написана в миноре. Первое издание романсов Алябьева выпущено в Москве у Ю. Грессера в 1859 году в двух частях: в первой 58, во второй — 12 романсов. Второе издание П. Юргенсона (1898-1899, Москва) заключает в четырех томах 111 романсов, в том числе шесть малороссийских песен, вошедших в сборник, изданный еще в 1833 году (М. А. Максимович, «Голоса украинских песен», в аранжировке Алябьева, Москва) и оперу «Кавказский пленник». Популярность романсов Алябьева была очень велика. В изданный в Германии сборник русских романсов и песен под заглавием: «Sammlung Russischer Romanzen und Volkslieder» (изд. Шуберта, Гамбург) вошли романсы Алябьева: «Соловей», «Луч надежды», «Песнь бедняка», «Вечерком румяну зорю». «Соловей» распевался всюду. На него писались вариации М.И.Глинкой для фортепиано. Ф.Лист сделал на эту же мелодию транскрипцию.

Алябьевское наследие — ценнейшее достояние русской музыкальной культуры. Оно прежде всего историческое свидетельство духовной жизни его  эпохи. Однако его творчество и предвестники многих достижений русской композиторской школы второй половины XIX века. Б.В.Асафьев справедливо назвал Алябьева «дальнозорким талантом».

Материал подготовлен И.Яворской по материалам книги «История русской музыки» в 10 томах (5 том,стр.29-96)

теги: .