Вышивка как искусство…

Выставка «Святая нить», открывшаяся в библиотеке Дворца культуры рыбаков в последние дни июля, посвящена дате крещения Руси. По документам и историческим данным, именно в Херсонесе (древнем Корсуне) в 988 году был совершен обряд крещения князя Владимира и его дружины.
Иконописное искусство
Иконописное искусство пришло в Россию разными путями, однако, в первую очередь, это случилось благодаря разнообразным связям с Византийской империей. Эти связи усилились в X в. после образования первого русского государства — Киевской Руси. Для государственной стабильности Византии было выгодно искать союзников за пределами самой империи. Византия часто посылала торговые и дипломатические миссии на Русь и охотно выдавала своих принцесс за представителей русских великокняжеских родов.
Византийские гости привозили иконы в дар правителям Руси. Крепнущие культурные связи привлекли на Русь многочисленных византийских иконописцев, например Феофана Грека (ок. 1340-ок. 1410). Наряду с другими византийскими влияниями Русь переняла и практиковавшуюся тогда в Константинополе иконописную технику. Иконы писались на досках, грунтованных меловым или гипсовым порошком, размешанным на животном клее. При письме использовалась многослойная последовательная система живописи, где каждый этап имел свое богословское и изобразительное значение. Из византийской культуры иконописи пришла и стилистика самого письма: двухмерность изображений, обратная перспектива, использование золочения для создания заднего фона, стремление применять краски природного происхождения, а также традиция изображать на иконе в первую очередь свет, а не тени. Кроме того, русская иконопись переняла из Византии ряд сюжетов (к примеру, праздничные иконы и иконы святых).
Развитие иконописи в России. Сначала иконы присутствовали на Руси только в храмах. Все храмы украшались по определенному образцу, который заключался в особом порядке следования сюжетов, отражающем устройство мира: вверху — Господь Бог и Небесные Силы, ниже — история Церкви и, наконец, внизу — святые и праведники. Из Византии русские иконописцы позаимствовали и так называемые мерные иконы, которые писались в размер ребенка на момент его рождения и изображали святого покровителя, в честь которого во время таинства крещения священник нарекал младенца.


Византийское влияние на русскую иконопись прослеживается вплоть до XV в. и дает о себе знать как в живописной технике, так и в выборе сюжетов. Однако не может быть и речи о том, что русские мастера лишь копировали византийскую культуру. Русская иконопись развивалась своими путями и в конечном итоге сформировала ряд новых смысловых сюжетов и форм.
Золотой век русской иконописи. Во времена правления Владимира Святославича было завершено формирование территории Киевской Руси. С XIV в. начался стремительный рост Московского княжества, возглавившего процесс объединения русских земель в единое государство. Власть, а с ней и лучшие мастера-иконописцы сконцентрировались в Москве. В 1453 г., когда пал под натиском турок Константинополь, закончилась эпоха могущества Византийской империи, что способствовало перемещению центра власти с юга Московского княжества на север Руси — в Новгород и Владимир. Параллельно этим политическим изменениям происходило развитие русского иконописного искусства, которое со временем выработало черты, сюжеты и стили, обособившие его от традиций византийской иконописи. Кроме того, в тот период наблюдалась разнонаправленность местных иконописных школ. За XV-XVII вв. русская иконописная традиция приобрела яркое художественное своеобразие. Копирование икон Книги по иконописи использовались (и по сей день используются) теми иконописцами, которые либо создают новую версию иконы, либо напрямую копируют ее. Обычно для этого с оригинального иконописного изображения выполнялся зеркальный отпечаток, и мастер отмечал контуры будущего рисунка, прокалывая точки на бумаге. Затем он переворачивал бумагу, клал ее на поверхность доски, на которой предстояло писать будущую икону, и сыпал сверху угольный порошок.
История вышивания икон
В чем отличие светской вышивки от церковной? Ведь существует множество картин на церковную тематику, которые не становятся при этом церковной вышивкой. Вышивая картины на светскую тематику, мы получаем эстетическое удовольствие от вышивания, от полученного отображения мира. В иконе красота духовная выше красоты внешней. Икона в переводе с греческого — это «образ». Образ, который воплотил Слово. Слова Священного Писания находят свое образное выражение в линиях и красках православной иконы.
Во времена военных походов или путешествий воины обязательно брали с собой копии икон в виде вышивки, ведь с иконой, написанной на доске, трудно было передвигаться или сражаться. Была еще широко распространена другая древняя традиция — подвесных пелен под иконы. Они дополняли смысл иконописного образа. Пелены подвешивались под иконы ряда иконостаса и под аналойные иконы, сопровождали образы в христианских процессиях. Помимо этого, через подобные ткани подавались выздоровления. Так, одно из первых чудес от Казанской иконы Богоматери — исцеление слепого инока Иосифа, который прозрел после окропления святой водой, вытерев лицо пеленой от чудотворного образа.

С древности церковная вышивка, младшая сестра иконописи, следовала за иконописцами, повторяя их сюжеты и композиции, сохраняя их каноны и традиции. Иконописцы делали на ткани прорисовку иконы, а монахини по ней вышивали. Ежедневная работа начиналась с молебного пения, часто с прибавлением акафиста тому святому, над ликом которого шла работа. Мастериц кропили святой водой, и только после этого они приступали к работе. В процессе работы непрестанно читались Псалтырь, жития и поучения святых. Вся работа над изготовлением иконы сопровождалась молитвой. Монахиня, прокалывая ткань иглой с лицевой стороны, произносила: «Господи!» — а выкалывая с изнаночной: «Помилуй!» По окончании работ совершался благодарственный молебен.
Для вышивки церковных облачений и утвари, покровцев, убрусов существовали свои стили вышивки, для изображения ликов святых есть выработанный веками способ вышивки — лицевое шитье. Лицевое шитье по своей художественной выразительности приближается к иконописному мастерству. Вместе с тем оно находит все более широкое применение, украшая собой литургические комплекты и плащаницы, облачения священнослужителей и хоругви, шитые походные иконостасы и подвесные пелены под иконы.
Лицевое шитье требует от вышивальщицы большого количества времени, терпения, внимания и определенной подготовки.
Оно считается каноническим в церковной вышивке. Что же касается вышивки в других техниках, таких как крестик, гобеленовый шов, которые расширяют возможности в вышивании икон для большинства желающих, здесь необходим совет священнослужителя, благословение на вышивание. По окончании работы икону необходимо освятить. Чаще всего такими иконами украшают комнаты храма.
Иконы еще издревле украшали жемчужным шитьем, где нанизывались жемчужина к жемчужине на одну нить и затем пришивались швом «вприкреп». Позднее для украшения икон стали применять и бисер.
На выставке «Святая нить», открывшейся в библиотеке Дворца культуры рыбаков, представлены иконы, вышитые сотрудником ДКР Галиной Сопиной и иконы-гобелены из семейной коллекции Марины Сидорец.

Технику изготовления икон исследовала М.Сидорец

Фото: Е.Мокрецова

 

теги: .