Душа поэзией полна ( к 195-летию со дня рождения Н.А.Некрасова)

«За Некрасовым остается бессмертие,
вполне им заслуженное».
Ф.М.Достоевский
«Личность Некрасова является и до сих пор еще
камнем преткновения для всех имеющих обыкновение
судить шаблонными представлениями».
А.М.Скобичевский

10 декабря (28 ноября по ст.ст.) 1821 года родился Николай Алексеевич Некрасов – блестящий издатель, писатель-публицист, близкий революционно-демократическим кругам, бессменный редактор и издатель журнала «Современник» (1847-1866).

До Н.А. Некрасова в русской литературной традиции существовал взгляд на поэзию, как способ выражения чувств, а прозу – как способ выражения мыслей. 1850-60-е годы — время очередного «великого перелома» в истории России. Общество не просто требовало перемен экономических, социальных и политических. Назревал великий эмоциональный взрыв, эпоха переоценки ценностей, вылившаяся в конечном итоге в бесплодные заигрывания интеллигенции с народной стихией, раздувание революционного пожара и полный отход от традиций романтизма в русской литературе. Отвечая требованиям своего непростого времени, Некрасов решил приготовить некий «салат» из народной поэзии и обличительно-публицистической прозы, который пришёлся весьма по вкусу его современникам. Главной темой такой «адаптированной» поэзии является человек как продукт определённой социальной среды, а печаль об этом человеке (по Некрасову) – есть основная задача лучших граждан современного ему российского общества.
Публицистические очерки «печальника» Некрасова, облачённые им в эмоционально-лирическую упаковку, долгое время являлись образцом гражданской лирики для писателей — демократов второй половины XIX- начала XX веков. И хотя здравомыслящее меньшинство российского общества вовсе не считало рифмованные фельетоны и прокламации господина Некрасова высокой поэзией, уже при жизни автора некоторые из них были включены в школьные программы, а сам Некрасов обрёл статус «истинно народного поэта». Правда, только в среде «кающейся» на все лады дворянско-разночинской интеллигенции. Сам народ о существовании поэта Некрасова (равно как А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова) даже не подозревал.
Издатель одного из самых читаемых журналов, удачливый бизнесмен от литературы, Н.А. Некрасов великолепно вписался в свою непростую эпоху. Долгие годы ему удавалось манипулировать литературными вкусами своих современников, чутко отзываясь на все требования политического, экономического, литературного рынка второй половины XIX века. «Современник» Некрасова стал средоточием и центром притяжения самых различных литературных и политических течений: от весьма умеренного либерализма Тургенева и Толстого до демократов-революционеров (Добролюбова и Чернышевского).

В своих поэтических стилизациях Некрасов поднимал самые наболевшие, самые актуальные проблемы предреформенной и пореформенной России XIX века. Многие его сюжетные зарисовки впоследствии нашли своё отражение в трудах признанных классиков русской литературы. Так, вся философия и даже «поэтика» страдания у Ф.М. Достоевского во многом сложились под прямым и сильнейшим влиянием Некрасова.
Именно Некрасову мы обязаны многими «крылатыми» фразами и афоризмами, навсегда вошедшими в нашу повседневную речь. («Сейте разумное, доброе, вечное», «Счастливые глухи к добру», «Бывали хуже времена, но не было подлей» и т.д.)
К творческому наследию Н.А.Некрасова многократно обращались композиторы. Его стихотворения можно встретить в музыкальных произведениях А.П.Бородина, П.И.Чайковского, М.П.Мусоргского, С.Рахманинова,Д.Шестаковича и других.

Композиторы обращались к таким произведениям поэта как : «Тройка», «Зелёный шум», «Внимая ужасам войны», «Кому на Руси жить хорошо», «Коробейники».
Также некрасовские стихотворения тесно связаны с песенными жанрами: «Песня Еремушки», «Песня о труде», «Колыбельная песня».
Стихи Некрасова сочетают в себе народно-песенную основу во всем разнообразии жанров — это и любовная лирика, и романс со своеобразной мелодической линией и элегия с воспоминаниями о прошлом счастье и раздумьями о настоящем( песня «Коробейники»,  романс «Что ты жадно глядишь на дорогу» , «Я не люблю иронии твоей» и другие).  Романсовая лирика – это целая веха в истории русской литературы и культуры. Показательно и то, что романсы на стихи Некрасова исполняются до сих пор и своего шарма, неповторимой красоты и грустной притягательности не потеряли и, наверное, не потеряют никогда.

.