Исповедальный монолог Василия Аксенова (ко дню рождения писателя)

Один из наиболее читаемых российских писателей XX века, Василий Павлович Аксенов, родился  20 августа  1932 года  в Казани. Его родители были репрессированы в 1937 году, а будущий писатель в возрасте пяти лет был отправлен в специальный детдом для детей заключённых и смог воссоединиться с семьей только в 1948 году в Магадане.

В 1956 году он заканчивает учебу в Ленинградском медицинском институте и до 1960 года работает врачом на Крайнем Севере, в Карелии, в Ленинграде и в Москве, хотя по распределению должен был работать судовым врачом. Выходить в море на судах дальнего плавания Аксенову запретили из-за родителей, которые были уже реабилитированы, но все же не считались достаточно «благонадежными».
Первые литературные произведения писателя выходят в свет в 1959 году. В 1960 г. публикуется его повесть «Коллеги», принесшая ему известность среди читающей публики. Повесть в дальнейшем неоднократно переиздавалась и была экранизирована. Несколько последующих произведения Аксенова — повести «Звездный билет», «Апельсины из Марокко», а также роман «Пора, мой друг, пора» закрепили за молодым талантливым писателем звание одного из лидеров «молодежной литературы», которая возникла в конце 1950-ых начале 1960-ых годов, и во многом была связана с атмосферой хрущевской «оттепели».
Произведения писателя, созвучные внутреннему миру, психологическому настрою и даже сленгу молодежи, быстро находили отклик. Их бурно обсуждали не только критики, но и простые читатели. В этот же период Аксенов становится членом редколлегии одного из популярнейших в то время периодических изданий — журнала «Юность».

К середине 1960-х гг. он начинает писать произведения, где рассматриваются причины неудачи «оттепели» и ситуация, возникшая в обществе в результате краха связанных с ней надежд. В 1968 году выходит в свет повесть Аксенова «Затоваренная бочкотара», которую сам автор называл «сюрреалистической вещью в стиле тотальной сатиры».
В своих последующих работах Аксенов продолжил использовать методы абсурдизации и сюрреализма, с помощью которых он пытался гармонизировать разваливающуюся с его точки зрения прогнившую действительность. Эти его попытки вырваться из пут традиционного соцреализма вызвали на него огонь критики не только со стороны литературоведов, но и от представителей высших эшелонов власти. С осуждением писателя выступил даже Н. С. Хрущев. Крайне отрицательной была также реакция со стороны советского государственного и партийного руководства на появление его произведений на страницах зарубежной прессы во второй половине 1970-ых годов.
Из работ этого периода особенный интерес представляет роман Аксенова «Ожог»- одно из лучших произведений русской литературы 1960-1970 г.г., отражающих жизнь российской интеллигенции, которая, будучи одержимой творческими идеями, не может полностью реализовать себя в условиях сложившейся в стране системы, любая попытка укрыться от которой оканчивается неудачей и разочарованием. Поведение героев «Ожога», определяются их противостоянием толпе, которая очень далека от всего высокого и светлого, и является прямым порождением системы. Единственный выход из сложившейся ситуации автор видит в устремлении помыслов к Богу, и в духовном прозрении и очищении.
В 1979 году Аксенов вместе группой единомышленников стал составителем и соавтором альманаха «Метрополь», который в советской печати так и не был опубликован. Издание альманаха в США стало причиной вынужденного отъезда Аксенова из страны в 1980 г. и лишения его советского гражданства. Уже в Вашингтоне ему удалось издать романы «Ожог», «Остров Крым», «Бумажный пейзаж», «Золотая наша железка», и т. д, которые в России так и не стали достоянием читателя.

Кроме писательской деятельности в США В.Аксенов занимался преподаванием русской литературы. Гражданство ему было возвращено только в 1990 году, после чего Аксенов неоднократно приезжал на Родину. Первым произведением писателя, вышедшем в России после его отъезда из страны, стала «Московская сага».  Эта трилогия  была экранизирована в России в 2004 году.

В начале 1990-ых Аксенова снова стали печатать в журнале «Юность», были изданы несколько новых произведений, а также собрание его сочинений. Литературные труды, написанные писателем в эмиграции, в частности «Московская сага», были убедительным свидетельством того, что даже вдали от Родины Аксенов продолжал оставаться истинно русским писателем, переживающим и болеющим душой за судьбу родной страны.
Он умер 6 июля  2009 года в Москве. А  в   ноябре  2009 года  в Казани  был восстановлен дом, где в отрочестве жил писатель, и создан музей.

Материал подготовлен Ириной Яворской

теги: .