Как просто всё, что гениально…

31 января  2019 года  художнику Надежде Николаевне Рушевой (1952-1969) исполнилось бы 67 лет.  Она  запомнилась всему миру просто как Надя Рушева. К глубокому сожалению, слишком юной ушла она из жизни. Надя прожила всего 17 лет, но за эти годы она успела сделать столько, сколько не каждый человек способен и за 100 лет.

Надя родилась в Монголии, в Улан-Баторе. Ее мама – Наталья Дойдаловна Ажикмаа  – одна из первых тувинских балерин. Отец – Николай Константинович Рушев, замечательный театральный художник. Вскоре семья переехала в Москву. Надя начала рисовать очень рано – в возрасте пяти лет она взяла в руки карандаш и никогда уже с ним не расставалась. Интересно, что девочку никто не учил рисованию. Надя самостоятельно выучилась рисовать, а также писать и читать. Её стиль и манера рисования были уникальными – Надя словно видела картины на бумаге, ей оставалось только обвести их контуры. Никогда не используя  ластик, она всегда рисовала свои работы за один раз, очень редко раскрашивая избранные рисунки акварелью. Рисование тушью стало любимым графическим стилем для Нади, а ведь тушь требует очень высокого мастерства – здесь нет места ошибке. Линия должна получиться именно той толщины, которая требуется для передачи образа. Никакие помарки и исправления при работе с тушью невозможны.

Надя Рушева с родителями

Николай Константинович запомнил один вечер, когда он читал маленькой дочке сказку Александра Сергеевича Пушкина «О царе Салтане». Пока папа читал сказку, Надя успела нарисовать 36 иллюстраций к ней. С детства полюбив сказки А. С. Пушкина, Надя всегда говорила, что Пушкин – ее «самый родной поэт». Ее цикл «Пушкиниана» был написан гусиными перьями. Перед началом работы Надя провела долгие часы в прогулках по Пушкинским местам, прочитала много книг о поэте. Цикл «Пушкиниана» раскрывает для нас Пушкина-ребенка, а также Пушкина-лицеиста, отца, мужа, друга.

Изящные и тонкие линии, которые могло оставить только гусиное перо, как нельзя лучше сумели отразить дух той далекой эпохи. Такие прекрасные работы, как «Дочь Пушкина» (1967 г.) и «Наталья Николаевна Пушкина» (1968 г.) изумляют своей лаконичной завершенностью и красотой.

Надя часто делала иллюстрации к любимым книгам. Одними из лучших ее работ по праву считаются рисунки к сказке «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. Нежный и трогательный Маленький принц добавил легкости и волшебства этой сказочной истории.

Высокое мастерство художницы передают ее иллюстрации к великому литературному шедевру Михаила Булгакова – роману «Мастер и Маргарита». Елена Сергеевна, вдова Булгакова, увидела иллюстрации к этой книге уже после смерти Нади, и была поражена сходством в образах и настроении. «Маргарита преображенная» (1968 г.) словно светится изнутри волшебной, чарующей силой своего обаяния.

Наде даже удалось передать такие детали, как перстень на руке у Мастера, хотя нигде в книге об этом украшении не упоминается. «У Михаила Афанасьевича такой перстень действительно был» – сказала Елена Сергеевна, когда увидела рисунок Нади «Мастер задумался» (1968 г.). Академик Василий Алексеевич Ватагин говорил: «Дожить бы до издания книги «Мастер и Маргарита» с этими иллюстрациями! Да это и не иллюстрации, это всплеск психологических этюдов, рисунков, живущих своей жизнью параллельно с романом».
Умение увидеть тонкие детали, которые пропустили бы другие художники – это выделяло Надю из творческой среды. Легкий и изящный стиль юной Нади был в то же время выразителен, отражал ее особое мастерство.

Надя Рушева. Автопортрет

Надя любила создавать автопортреты, ей нравилось делать рисунки к мифам о героях Древней Греции. Рисунок «Кентавренок с венком» (1968 г.) многие исследователи считают ее собственным автопортретом. Этот рисунок стал логотипом некоммерческой организации «Международный Центр неигрового Кино и Телевидения «Кентавр», занимающегося подготовкой и проведением кинофестиваля «Послание к Человеку». Также ежегодные призы фестиваля «Золотой Кентавр» и «Серебряный Кентавр» выполнены в форме этого замечательного образа.

Рисунки Нади побывали на выставках во множестве стран: Индии, Польше, Румынии, Японии, США, Германии, Монголии, Чехословакии и др. Ее рисунок «Мальчиш-Кибальчиш», герой произведения Аркадия Гайдара «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове», даже побывал в космосе!

Г.М.Гречко в книге «От лучины до космоса» написал: «31 января – день рождения Нади Рушевой. Я помнил об этом в полете. И отметил этот день на календарном графике буквой «М» — Мальчиш. И вот наступило время сеанса связи с землей. Я показал «Мальчиша», в нескольких словах рассказал о Наде. Этот репортаж с орбитальной станции вышел в программе «Время», которую смотрела вся страна. Увидели «Мальчиша» и за рубежом. Говорили, что это – первый в истории космический вернисаж».

За свою  короткую жизнь Надя Рушева создала около 12 000 рисунков. Ее творческое наследие включает в себя циклы иллюстраций: «Автопортреты», «Балет», «Война и Мир», «Западная классика», «Маленький принц», «Мастер и Маргарита», «Мир животных», «Пушкиниана», «Русские сказки», «Современность», «Тува и Монголия», «Эллада», «Байрон. Абидосская невеста». Всего были проиллюстрированы произведения около 50 авторов – К.Чуковского, Л.Кассиля, А.Гайдара,    В.Шекспира,     П.Бажова,

Д. Родари, А.Блока, Н.Носова, Ж.Верна, В.Гюго и многих других.

Журналист и писатель Дмитрий Шеваров в своей статье о Наде Рушевой написал о том, что творчество советской художницы оказалось чрезвычайно близко японской классической эстетике. «Это же ваш Моцарт в изобразительном искусстве!» — утверждали японцы.«Браво, Надя, браво!», — написал на одной из её работ итальянский сказочник Джанни Родари. В оценке её творчества простые зрители и искусствоведы были единодушны — чистая магия. Как можно с помощью бумаги и карандаша или даже фломастера передать тончайшие движения души, выражение глаз, пластику?.. Объяснение было одно: девочка — гений.

У Нади все было впереди – она мечтала поступить во ВГИК и стать художником-мультипликатором, а также сделать циклы иллюстраций к М. Лермонтову, Н.Некрасову, С.Есенину, А.Грину… Её юная жизнь трагически оборвалась 6 марта 1969 года. Рано утром она упала в обморок, отец вызвал скорую помощь, но врачи не могли помочь девочке – у Нади была врожденная аневризма сосуда головного мозга. Она ушла из жизни  от  кровоизлияния в мозг.

Имя Нади Рушевой не было забыто. Школа №1466 в Москве, где училась девочка, носит её имя, в ней действует музей. О Нади Рушевой  сняты документальные фильмы: «Тебя, как первую любовь… (1969) ;«Надя Рушева» (1972) .В честь юной художницы назвали новую планету, открытую в 1982 году. В 1993 году в Кызыле был открыт музей в память о Наде.  Многие её рисунки хранятся в музее Льва Толстого в Москве, в музее-филиале имени Нади Рушевой в городе Кызыле, в Пушкинском доме Академии наук в Санкт — Петербурге, Национальном фонде культуры и Государственном музее А.С. Пушкина в Москве.

По-тувински имя «Найдан» (а Надя наполовину тувинка) означает «вечно живущая». И память о художнице-самоучке, которая так и не стала мультипликатором, до сих пор жива — всего в мире прошло уже около 160 её выставок. Каждый год кто-то открывает для себя творчество Нади  и восхищается легкостью ее техники, чувством композиции и творческим восприятием мира.

Материал подготовлен И.Яворской

теги: .