С музыкой в сердце

119 лет назад, 30  января  1900 года,  родился советский композитор и дирижёр, автор 11 оперетт и 4 балетов, музыки к нескольким десяткам кинофильмов, множества популярных советских песен, народный артист РСФСР (1950) Исаак  Осипович Дунаевский.  Его имя  на слуху у более старшего поколения, поскольку молодежь, не связанная с изучением  музыкального наследия нашей страны, редко интересуется талантливейшими композиторами прошлого. Этот человек заслуживает того, чтобы о нём помнили.

 Исаак Дунаевский по праву считается классиком советской оперетты и лучшим из мастеров советской  песни. Известные даже спустя более полувека хиты «Широка страна моя родная», «Сердце, тебе не хочется покоя…», «Ой, цветет калина…», «Каким ты был, таким остался…» принадлежат Исааку Дунаевскому. Кроме песен композитором написано более десятка оперетт и балетов, а также музыка ко множеству фильмов. Дунаевский обладал уникальным мелодическим даром, и его легкая музыка прекрасно сочеталась с симфоническим жанром.

Исаак Осипович родился в украинском городке Лохвица на Полтавщине. Его отец был состоятельным банковским служащим, который к тому же имел собственное предприятие по производству фруктовых вод. С раннего детства Исаак проявлял незаурядные музыкальные способности. Кстати, из шестерых детей – пяти сыновей и дочери – свое будущее связали с музыкой все, кроме дочери, выбравшей труд учителя физики. Дядя Самуил, который был гитаристом и сочинителем песен, обладал невообразимым в Лохвице богатством – граммофоном. Именно дядя стал первым педагогом Исаака Дунаевского и научил его основам музыкальной грамоты.В Лохвице Дунаевский получил начальное музыкальное образование. Когда в 1910 году семья переехала в Харьков, Исаака отдали учиться одновременно в гимназию, которую он окончил с золотой медалью, и в консерваторию (по  классу скрипки и композиции). После этого он обучался на юридическом факультете университета.

Окончив консерваторию, Исаак Дунаевский устроился в оркестр Харьковского русского драматического театра, где на него обратил внимание режиссер театра Синельников, который предложил новичку написать музыку к одному из спектаклей. Композиторский дебют молодого скрипача оказался весьма успешным. Через какое-то время его назначили заведующим музыкальной частью, здесь он попробовал себя и в роли дирижера. До самого отъезда в Москву он работал у Синельникова.  В 1924 году Дунаевский приехал в Москву, где два года проработал в эстрадном театре «Эрмитаж», потом перешел в театр сатиры.

В 1929 году композитора пригласили работать в только что открывшийся в Ленинграде эстрадный театр «Мюзик-холл». В Северную столицу музыкант переехал с солидным багажом: опереттами, балетами, музыкой к спектаклям. Благодаря мюзик-холлу началось сотрудничество Дунаевского с Леонидом Утесовым, которое увенчалось созданием музыкальной комедии «Веселые ребята». Режиссером фильма стал Григорий Александров, которому порекомендовали Дунаевского и который позже всегда предпочитал работать именно с этим музыкантом. Леонид Утесов, приглашенный в «Веселые ребята» на главную роль, сразу поставил условие: музыку к фильму пишет именно Дунаевский – только тогда он будет сниматься.
Дунаевскому пришлось помучиться, его упрекали в плагиате, в подражании Голливуду и Западу в целом, но в результате работа над «Веселыми ребятами» вознесла композитора на  музыкальный Олимп. Фильм с огромным успехом обошел все экраны страны, побывал на кинофестивале в Венеции – тогда впервые советская кинокомедия вышла на мировой экран, – а произведения про песню, «которая строить и жить помогает», и сердце, которому «не хочется покоя», запели во всех городах Советского Союза. За «Веселыми ребятами» последовали «Цирк» и «Волга-Волга», «Весна» и многое другое, столь же беспроигрышное.

Исаак Дунаевский – это и оперетты «Вольный ветер» и «Белая акация», и музыка к знаменитому фильму Пырьева «Кубанские казаки». А «Жил отважный капитан» и «А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер!» остались с нами на десятилетия. Главная музыкальная тема фильма по роману Жюля Верна оказалась не просто удачной, а универсальной: когда уже совершенно в другую эпоху режиссер Станислав Говорухин снимал современный сериал «В поисках капитана Гранта», он не решился заменить знаменитую музыку Дунаевского – оставил ее как символ.
Композитор ушел из жизни 25 июля 1955 года.  У Исаака Осиповича были проблемы с сердцем,  но он отказывался ложиться в больницу и лечился только музыкой. С музыкой в сердце и ушел…

Материал подготовлен И.Яворской

 

теги: .