Цветок, несущий свет

13 января в библиотеке Культурно-информационного центра презентовали  необычную выставку «В стране чудес». В экспозиции представлены более 20 подсвечников из личных коллекций сотрудников центра.

В эти зимние новогодние дни обязательным атрибутом праздничных интерьеров становятся разнообразные подсвечники, сделанные из самых разных материалов и принимающие самые причудливые формы. Кто и когда придумал эти чудесные приспособления?


Подсвечники и их родственники канделябры появились еще в культуре этрусков. В то же время в Древнем Египте существовал миф о рождении бога Солнца Ра из выросшего на холме цветка лотоса. Ра победил тьму, избавил людей от страха ночи, принес свет. Подобные мифы известны и в других культурах, поэтому их традиция и породила изготовление устройств для размещения источника света в виде стилизованного цветка.
Подсвечники разных видов обычно имели ножку-стойку, иногда выполненную в виде треножника, или стилизованных лап животных у крупного собрата-канделябра. А гнезда для свечей оформлялись в виде чашечки цветка с отогнутыми лепестками. Они как бы хранили традиции представлений и мифов о зарождении жизни, началом которой стало разделение тьмы и света.

Подсвечники имели длинную историю развития. Начинали они как обычные шесты с закрепленными емкостями для свечей. Выполнялись из различных материалов : дерева, тростника и глины, меди, бронзы, алебастра и мрамора. Каждая эпоха приносила в форму подсвечников свои мотивы. Канделябры выполнялись в виде гладкого ствола или шеста, с рогами-листьями на верхушке. Именно там на плоских тарелках или в неглубоких сосудах помещались свечи. Иногда они свешивались как плоды или цветы с ветвей на коротких цепочках.
Смена эпох нашла свое отражение в истории развития светильников – во времена Возрождения они стали богаче, появилась традиция украшать древко листьями, орнаментами, даже фигурками. Множество таких канделябров находится в Венеции и других городах Италии. Светильники иногда приносились в храм как посвящение или жертва, также особо богатые изделия размещались в частных домах. Лучшие представители племени светильников собраны в коллекциях музеев Рима, Флоренции, Неаполя, Мюнхена, в Лувре и Британском музее.
В XVI-XVII веках подсвечники в основном изготавливали из олова, бронзы и серебра. XVIII век принес железо в качестве материала и роскошные формы рококо в оформлении. В этот период вре

мени канделябры освещали площади, улицы и залы дворцов. В это же время появились первые фарфоровые подсвечники. А с XIX века кованое железо в производстве заменяют литым чугуном.XX и XXI века внесли свои коррективы в производство изящных приспособлений для свечей. Наряду с благородными металлами, фарфором, натуральными камнями появилась масса синтетических материалов. Однако не взирая на материал, из которого сделаны подсвечники, они как и много веков назад служат на радость людям и создают прекрасные интерьеры и праздничное настроение.

Продлится выставка до конца января.

Марина Сидорец
Фото Екатерины Мокрецовой

.