Тайны восточной живописи

В выставочных залах Дворца культуры рыбаков в марте представлена неординарная экспозиция, выполненная участниками студии китайской живописи под названием «Шелковый путь Тавриды», действующей на базе Клуба восточной культуры «Победа». Традиционная китайская живопись, исполненная Валентиной Смирновой и ее учениками, приоткрывает секреты данного вида живописи и предлагает окунуться в мир стихий, иероглифов и культуры далекой страны.

Коренная ленинградка Валентина Анатольевна Смирнова родилась в 1954 году. После окончания английской спецшколы получила профессию радиотехника и работала во Всесоюзном научно-исследовательском институте телевидения. В 1986 году она переехала в Севастополь. В 90-е годы освоила профессию экскурсовода, водила пешие экскурсии по Крыму, работала во внешкольном краеведческом музее им Е.Н. Овена, вела краеведческие кружки и одним из них был кружок «Природа и фантазия» в Центре реабилитации детей — инвалидов по улице Н.Музыки.

Именно тогда она начала работать по социализации детей с особыми потребностями. Валентина Смирнова видела, как положительно влияют на таких детей занятия мелкой моторикой — лепка, раскрашивание, рисование, аппликация. В поисках новых форм деятельности она познакомилась с возможностями китайской живописи и Максимом Парнахом, который в 2008 году вернулся из творческой командировки по Китаю. Он выложил в интернете видео — работа с детьми с особыми потребностями! И это было то, что Валентина искала — энергетическая составляющая метода китайской живописи!

Своими учителями Валентина Смирнова называет художника из Симферополя Марианну Владимирцеву, Сергея Бирюкова, преподавателя школы китайской живописи в Санкт-Петербурге Вячеслава Синкевича.

Китайская живопись обозначается термином «Гохуа», что буквально означает «живопись «нашей» страны». Она является важной частью культурного наследия Китая. Зарождалась гохуа около 5-6 тысячелетий назад. Однако основные каноны были заложены позже, в V-VI веках, когда китайские художники перешли к использованию туши. Поэтому их работы, в основном, монохромны, а с появлением растительных и минеральных красок работы стали тонировать в нежные природные цвета.

Китайская живопись гохуа, с точки зрения европейца, довольно необычна и даже загадочна. Она существенно отличается от европейской живописи, причем это различие присутствует буквально во всем: в технике исполнения, в материалах и инструментах. Главной отличительной особенностью является то, что многие китайские художники занимаются поэзией и каллиграфией, и свои работы обязательно дополняют стихотворной строкой, написанной иероглифами, отмечают печатью. Поэтому китайские картины нужно не просто рассматривать, а читать, благодаря тесной связи с каллиграфией, и чувствовать.

В основе живописной школы лежит линейный рисунок, поэтому объем и перспектива достигаются отличными от европейской школы способами. Изображение наносят не на привычный всем холст, а на специальную рисовую бумагу или шелк при помощи специальной китайской кисти, традиционных минеральных красок и туши, без эскизов и предварительной прорисовки. Исправить неудачные штрихи, как на полотне, невозможно. Работа ведется на одном дыхании, и чтобы избежать ошибок, без перерывов. Поэтому полотно рождается за 15-20 минут, но можно потратить на картину и несколько часов.

Среди жанров китайской живописи выделяют: пейзажи «горы и воды», цветы и птицы, портрет, анималистика. Необходимо подчеркнуть, что китайский пейзаж – это не реальное отображение действительности, а собственное творение автора, плод его восприятия окружающей действительности.

Китайская живопись Гохуа включает в себя стили «гунби» и «се-и». «Гунби» в переводе означает «техника прилежной кисти» или «техника тонкой кисти». Она предполагает высокую детализацию предмета, прописывание мелких деталей. Этот стиль с древних времен считался императорским. Стиль «Се-и» — это передача идей и чувств художника. Этот стиль предполагает более свободную манеру письма. Именно здесь художник творит под влиянием сиюминутного настроения, по наитию.

Начиная заниматься живописью, человек оказывается втянутым в бесконечный процесс самосовершенствования. Например: чтобы нарисовать животное, мало знать его анатомию, надо узнать его характер, привычки, повадки, места обитания. Для изображения красивых цветов надо знать ботанику: строение цветка, места и условия произрастания, ведь надо написать его историю жизни, с момента появления ростка до опадающих лепестков.

И еще: красивая картинка в китайской живописи — это побочный эффект, а главное — это состояние души, ощущения связи с написанным и самосовершенствование! Неудивительно, что настольной книгой для участников студии является древний трактат «Слово о живописи из сада с горчичное зерно».

На выставке «Тайны восточной живописи» представлены работы преподавателя китайской живописи Валентины Смирновой и ее учеников. Начало работы студии «Шелковый путь Тавриды» было положено в 2016 году, ежегодно основы китайской живописи там получают более 20 человек. В нынешнем составе группы учеников путь от философии до картины проходят как самые юные (младшему воспитаннику всего 6 лет), так и умудренные жизненным опытом люди (старшему — 73 года). Если вы думаете, что посетив занятие, сразу начнете рисовать, вы заблуждаетесь. Сначала нужно получить 5 уроков китайской философии, узнать о наличии и силе пяти стихий: земли, воды, металла, огня, дерева, изучить растения, получить знания по основе мазка. Изучив первые правила, при наличии рисовой бумаги и китайских кистей, можно приступать к написанию.

Конечно же, художник волен писать то, что видит и чувствует, однако даже при свободной манере письма в китайской живописи существуют символы, о которых художник помнит. Энергия гор и воды символизирует гармонию, потому так часто на китайских пейзажах мы видим водопады, озера, реки, и горные хребты. Цветы лотоса, сакуры, пиона, магнолии, ириса означают красоту и изящество, мечты и богатство. Наличие различных птиц на картинах — это знак любви, мира, плодородия, деревья же символизируют мудрость и долголетие. Отдельное искусство в написании картин гохуа-система иероглифов и стихотворные строки хокку. При наличии 80 тысяч китайских иероглифов все знаки художникам знать совсем необязательно. Достаточно уметь отображать на картине одно слово или сочетание слов, отражающих суть работы. Поэтому 10-12 занятий по каллиграфии и помощи преподавателя достаточно, чтобы написать иероглифами на законченной работе такие слова, как «богатство и благополучие», «исполнение желаний», «красота», «гармония и мир», «весна и любовь», главное, чтобы эти слова отражали написанное.

У посетителей выставки появляется возможность прикоснуться к волшебному миру китайской живописи. Желающие окунуться в мир творчества, на себе испытать всю таинственность, необычность Гохуа и прикоснуться к ее секретам, по предложению художницы Светланы Смирновой могут попробовать свои силы на занятиях китайской живописи, для этого необходимо только одно желание — рисовать.

Марина Сидорец

Фото Е.Мокрецовой

.