Рыцарь самодержавия

6 июля исполняется 220 лет со дня рождения российского императора Николая Павловича Романова.
Личность и деятельность Николая I всегда вызывала противоречивые оценки историков и биографов. Дело в том, что, сознавая необходимость перемен, Николай I был решительным противником всяких попыток поколебать устои империи, которую он унаследовал от предков и передать которую своим потомкам в целости и сохранности считал своей священной обязанностью. Среди тех устоев, которые Николай I считал неизменными, была форма правления – неограниченная власть императора-самодержца, военное могущество России, а также непоколебимость крепостного права. Разрушить эти основы у Николая не хватало политической воли и решительности; он не был реформатором по духу, не обладал новаторским подходом к действительности.

Несмотря на усиление контроля и подавление инакомыслия, Россия сильно увеличила свою территорию, выиграла множество дипломатических споров.
При Николае I началось строительство в России железных дорог, самая первая железная дорога России — Царскосельская, была построена в 1837 г. В стране была проведена денежная реформа, обеспечивавшая экономическое развитие, был ослаблен гнет на крестьянство. Все эти послабления во многом стали базой для будущей отмены крепостного права.
Внешняя политика Николая I стала продолжением политики Александра I. Он стремился поддержать мир в Европе, руководствуясь при этом интересами России, развить активную деятельность на восточных границах империи. Он искренне хотел добра России, но его не готовили к роли самодержца.

Николай Павлович был третьим сыном Павла Петровича и Марии Федоровны, поэтому претендовать на престол не мог. Мальчика с детства готовили к военной службе. Николай Павлович совершенно искренне признавался в том, что никогда не желал царской короны, не готов к управлению страной. Но судьба неумолимо повела его к трону, и путь этот был крайне тяжел.
Как бы ни было, роль его в развитии Крыма значительна. Благодаря действиям правительства империи к 1837 г. в окрестностях Балаклавы и Севастополя располагались обширные виноградники, были выделены большие субсидии для организации виноделия и садоводства. Приобретя имение на Южном берегу, Николай Павлович положил начало традиции Царской семьи отдыхать в благословенном месте, климатом и природой не уступавшем лучшим курортам Европы. Осенью 1837 года Николай I и его супруга Александра Федоровна гостили в Алупке в еще не оконченном дворце графа Воронцова, где их ожидал самый великолепный прием. Отдохнув немного, Николай I отправился с инспекцией на Кавказ, а Александра Федоровна осталась: южный климат благодатно сказывался на ее здоровье. Императрица несколько раз приезжала в полюбившуюся ей Ореанду, и вместе с архитектором Карлом Эшлиманом выбирала место для будущего дворца.

30 сентября Императрица в сопровождении М.С.Воронцова поднялась на вершину горы Урьянда и установила деревянный крест, возле которого собственноручно посадила куст лавра. С тех пор гора стала называться Крестовой, хотя символ не сохранился до наших дней. Возвратившись в Петербург, Император обратился с заказом на проект дворца в стиле «римской виллы» к известному берлинскому архитектору К. Ф. Шинкелю . Ему отправили план местности, акварели Н.Г.Чернецова и описание красот и климатических особенностей Ореанды. Проект был готов уже к концу 1839 года и вызвал восхищение Царской семьи. Однако это оказалась не уютная вилла, а грандиозный дворец с огромным внутренним двором с бассейном, фонтанами, колоннадами галерей. Переработать проект и построить дворец в Ореанде Николай I поручил своему любимцу, петербуржскому архитектору Штакеншнейдеру Андрею Ивановичу. Лично ознакомившись в 1841 году с местностью, архитектор решил строить дворец не на вершине скалы, а невдалеке от ее подножия. Осенью 1852 года Ореандский дворец был готов принять своих хозяев. Царскую семью привел в восхищение их новый дом, уютные внутренние дворики, великолепно устроенный парк. Почти два месяца Николай Павлович и Александра Федоровна провели в Крыму, наслаждаясь прогулками, морем и тихой спокойной семейной жизнью.

Во время отдыха в Ореанде императору наносили визиты «депутации местных жителей: греков, татар, караимов». Здесь на небольшом пространстве земли жили люди разных национальностей и вероисповеданий, и ощущение, что царский дворец располагался на древнем «перекрестке» цивилизаций, было совершенно реальным. Приезд Николая I в Ореанду в 1852 году стал последним. Вскоре началась Крымская война, трагические события которой печально отразились на здоровье императора. Он скончался в Петербурге 18 февраля 1855 года. Александра Федоровна (умершая 20 октября 1860 г.) в своем крымском имении больше не бывала. Ореанду она завещала второму сыну – Великому князю Константину. Через 30 лет в 1882 году дворец сгорел. В память о своей матери, из оставшихся после пожара камней Константин Николаевич возвел церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Она была украшена богатой мозаикой работы венецианского мастера Антонио Сальвиати и упоминается А.П.Чеховым в рассказе «Дама с собачкой». Руины великолепного дворца упоминаются во многих книгах конца прошлого века, в том числе в рассказе А.И.Куприна «Морская болезнь». В 1948 году на месте старого дворца был построен элитный санаторий «Нижняя Ореанда». Каждого, кто приезжает в Нижнюю Ореанду поражает своей красотой беседка-полуротонда, построенная во время строительства царского дворца. К ней ведет тропа, которая получила название Царской или Солнечной тропы. Из ротонды открывается великолепный вид на Южный берег Крыма. Повидавшая многое за свою историю, она гордо и терпеливо стоит над Ореандой уже много лет.
В библиотеке Культурно-информационного центра к этому юбилею оформлена книжная выставка, рассказывающая о жизни и деятельности Николая I.

Книга «Императоры» Г.И.Чулкова, известного русского писателя начала ХХ века, передает психологические портреты российских императоров Павла, Александра I, Николая I, Александра II, Александра III. Писатель предлагает собственное видение минувших событий, охватывающих большой исторический период. Книга позволяет читателю представить Николая Павловича в разных его ипостасях и оценить результаты его 30-летнего правления.
Любители истории с удовольствием познакомятся с книгой французского путешественника и литератора Астольфа де Кюстина «Николаевская Россия». Уже в момент ее появления на свет в 1843 году она вызвала эффект разорвавшейся бомбы. В Европе успех ее был ошеломляющим, но в России она была запрещена Николаем I. Описание жизни Российской империи того периода во многом противоречиво, но автор блистательно описывает внутреннюю жизнь одного из самых пышных и блистательных дворов современной Европы.
В пятом томе «Курса русской истории» В.О.Ключевского большое внимание уделяется внутренней политике, проводимой Николем I.
Уникальное издание «Тысячелетие России» представляет собой точное воспроизведение текста «Исторической карты-таблицы», преподнесенной императору Александру II по случаю праздновании тысячелетия Российского государства в 1862 году. Сжатая история России, родословная таблица русских государей и их биографии, перечень древнейших городов и народов, населявших Россию в прошлом – таковы основные разделы уникального документа, опубликованного из архивов Дома Романовых.

О Царях и Великих князьях, оставивших неизгладимый след не только в истории России, но и в жизни Крыма рассказывает книга Е.М.Литвиновой «Царская семья в Крыму». Для многих Романовых Крым оказался берегом прощания с Родиной и остался в их памяти «ярко сияющим символом счастья». Автор собрала интересные факты, позволяющие судить о роли Романовых в благоустройстве Крыма, а также рассказывает о малоизвестных событиях из жизни царской семьи, связанных с нашим полуостровом.

06.07.2016

РЕКОМЕНДУЕМ РУБРИКИ:


Библиотека
«Это интересно…!»
Пополнение фондов библиотеки

 

 

.